|
Статья посвящена рассмотрению коммуникативного принципа как механизма формирования устной и письменной русской речи, что обуславливает проведение упражнений с коммуникативной направленностью. Исследуется коммуникативный аспект обучения, направленный на развитие коммуникативно-речевых знаний, умений и навыков. Описываются основные понятия: речь, язык, коммуникация, коммуникативная компетентность. Делается анализ различных литературных источников по изучению проблем речевого развития личности, начиная с древнейшего периода и по настоящее время.
В статье отмечаются коммуникативные задачи, включающие коммуникативно-речевую взаимосогласованность; мирное урегулирование какого-либо спора; достижение взаимопонимания в процессе выдвижения своих идей, гипотез, точек зрения и др. В работе указывается на то, что коммуникативная направленность упражнений повышает заинтересованность в их выполнении, усиливает мотивацию обучаемых к учению, что в дальнейшем позитивно сказывается на речевом развитии. Также в рукописи выделяются основополагающие приемы и типы упражнений с коммуникативной направленностью: создание речевых ситуаций, речевые игры, походы и экскурсии, словесное рисование, ведение дневников, создание сюжетов по воображению и, конечно же, творческие попытки в прозе, стихах, драматических жанрах.
Приводятся результаты исследования, направленного на выявление уровня речевого развития студентов, включающего создание проблемной коммуникативно-речевой ситуации. А также отмечаются ошибки и недочеты, допущенные обучаемыми в процессе исследовательской работы. И на основании чего предлагаются некоторые практические рекомендации по совершенствованию методики работы, направленной на развитие русской речи. В заключении делается вывод о результатах исследования и важности изучения данной проблематики.
Ключевые слова:язык, речь, коммуникация, коммуникативная задача, коммуникативная компетентность, теория и методика развития речи, современное поликультурное общество
|