|
Взаимодействие ученика, учителя и предмета изучения осуществляется под воздействием огромного числа различных факторов. В результате происходят качественные изменения процесса обучения, как положительно, так и отрицательно влияющие на достижение поставленной дидактической цели. Поэтому важно соответствующими изменениями управлять, специально структурируя (иерархически упорядочивая) компоненты процесса обучения.
Такое структурирование необходимо осуществлять в рамках личностного подхода, в соответствии с которым предполагается отношение к личности ученика как к неповторимой индивидуальности, создание благоприятных условий для ее развития, самоопределения и самореализации через образование. Этот подход отражает суть современной педагогической концепции, реализация идей которой требует пересмотра целей и ценностей образования, содержания и методов обучения, т.е. формирования личностно ориентированных систем обучения и воспитания.
Адаптивная система обучения предполагает внедрение в практику как можно большего числа заданий, переведенных учителем на взаимоконтроль и самоконтроль обучаемых. Это способствует развитию творчества самих учащихся, которые могут готовить собственные задания и их решения, чтобы доставить их в копилку материалов с обратной связью.
Работать самостоятельно учащиеся могут как коллективно в парах, так и обособленно (индивидуально), выполняя задания разного объема и трудности.
Во время организации работы учителя с учащимися на уроке необходимо регулярно, обучать их приемам самостоятельной работы: взаимоконтролю, взаимообучению, взаимооценке, самоконтролю и самооценке. Необходимо совместно с обучающимися отрабатывать организационные формы коллективной (парной) самостоятельной работы, включая эти формы работы небольшими дозами в процесс объяснения нового материала на этапе его закрепления.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения следующих основных противоречий, выявленных нами:
- между многообразием индивидуально-личностных особенностей учащихся и ограниченными адаптивными возможностями используемых методик обучения химии;
- между доминирующим в школе объяснительно-иллюстративным способом обучения химии и необходимостью обеспечения адаптивного характера образовательной деятельности;
- между необходимостью обеспечения устойчивого формирования предметных образовательных результатов по химии и отсутствием методики адаптивного обучения химии.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что оно имеет не только научное значение (связанное с раскрытием теории и методики АСО), но и социальное значение (способствующее адаптации личности ученика школы в социуме), а также прикладное (связанное с разработкой и реализацией методики АСО в школе).
Проблема исследования обусловлена необходимостью разработки методических рекомендаций по применению адаптивного подхода к обучению по химии.
Цель исследования – описать методические аспекты реализации адаптивной системы обучения химии, направленные на формирование предметных универсальных учебных действий.
Метод или методология проведения работы: к настоящему времени в педагогической науке сделаны следующие шаги по разработке адаптивной системы преподавания: педагогические технологии адаптивной школы и адаптивная система образования (Н.П. Капустин), адаптивная система управления (А.М. Моисеев, Т.И. Шамова, Т.И. Давыденко и др.); вопросы технологии адаптивного управления (Г.К. Зайцев, Н.К. Ковш, В.А. Милькоп и др.), адаптивная школа как модель образовательного учреждения (Н.П. Капустин, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург и др.), а так же философия субъектно-гуманистического подхода к образованию (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Ю.М.Лотман и др.), основные положения теории познания и теории развития личности (Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин, К.К.Платонов и др.), психодиагностики (Г.Д.Айзенк, В.М.Блейхер, А.А.Бодалев, Л.Ф.Бурлачук, В.Н.Дружинин, П.Клайн, Ф.Франселла, Д.Баннистер, Р.Кеттел, Д.Гилфорд и др.), теоретические основы дидактики (Б.С.Гершунский, М.А.Данилов, В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, Н.Д.Никандров, М.Н.Скаткин, А.В.Хуторской и др.) и личностно ориентированной педагогики (Н.А.Алексеев, Д.А.Белухин, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.), методы анализа педагогических систем, разработанные В.И.Загвязинским, Т.А.Ильиной, Г.Д.Кирилловой, Ф.Ф.Королевым, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткиным, И.Д.Пехлецким, М.М.Поташником, Г.Н.Сухобской, Г.И.Щукиной и др.; идеи творческого развития и саморазвития личности (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарев, Н.Ю.Посталюк и др.), ее профессионального становления (С.А.Днепров, Н.В.Кузьмина, Ю.И.Тарский, В.Д.Ширшов и др.), методы использования математического аппарата в педагогическом исследовании (Б.П.Битинас, М.И.Грабарь, Н.Ф.Джужа, Л.Б.Ительсон, И.П.Лебедева, Д.Лоули, В.И.Михеев, И.Д.Пехлецкий, С.В.Русаков, Г.В.Суходольский и др.).
Результаты:
- теоретическая значимость исследования заключается в следующем: описаны методические условия реализации методики адаптивного обучения химии в школе; систематизированы данные по методологическому аппарату адаптивной системы обучения.
- практическая значимость исследования заключается в том, что: подобраны и частично составлены дидактические материалы для проведения уроков химии в 8-9 классе на основе адаптивной системы обучения; материалы и результаты исследования могут быть тиражированы в образовательных учреждениях РФ.
Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять в образовательных учреждениях.
Ключевые слова:адаптивная система обучения, методика преподавания химии, индивидуальные задания, работа в парах.
|