Login

Журнал «Современная Наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-755-19-13

Статьи:
A+ R A-

Управление малым бизнесом на муниципальном уровне

E-mail Печать

А.В. Кузин,  (Аспирант Российской академии предпринимательства, Москва)

Серия «Экономика и Право», № 3-2012

Большинство индустриальных стран мира уделяют особое внимание малому бизнесу, разрабатывают и усовершенствуют программы развития - в благоприятное время, и программы поддержки - в кризисный период, т.к. малый бизнес является наиболее уязвимой частью национальной экономики, в силу своих особенностей, таких как недостаток оборотных средств, высокая конкурентность, нехватка резервов, сложность получения заемных средств и так далее.

Малый бизнес занимает ведущее место в развитии современной мировой экономике. Большинство индустриальных стран мира уделяют особое внимание малому бизнесу, разрабатывают и усовершенствуют программы развития - в благоприятное время, и программы поддержки - в кризисный период, т.к. малый бизнес является наиболее уязвимой частью национальной экономики, в силу своих особенностей, таких как недостаток оборотных средств, высокая конкурентность, нехватка резервов, сложность получения заемных средств и так далее.

В России сложилась ситуация при который малый бизнес если и развивается, то находится на зачаточном этапе своего развития. Это можно объяснить рядом причин, например высокая коррумпированность власти, при которой занятие бизнесом является трудоемким процессом, в результате которого не гарантированно получение прибыли. Но существуют и объективные причины неразвитости рыночной системы в России, а, следовательно и малого бизнеса. Российская рыночная экономика довольно молода для мировой экономической системы. В промышленно-развитых странах становление рыночной экономики происходило на протяжении нескольких сот лет, рыночная система по-русски представляет собой скачок от командной, плановой экономики к экономики рыночного типа, минуя все переходные периоды. Следуя классическому принципу: «рынок отрегулирует цены» были допущены ряд ошибок в формировании рыночной экономики. Не были созданы основополагающие условия существования рыночной системы, отсутствовала рациональная, эффективная налоговая, страховая, финансовая системы, отсутствовал малый, средний бизнес как таковой. Не создав данные «столпы» рыночной экономики, невозможно развивать современную, конкурентную экономическую систему. Для развития национальной экономики, финансового благополучия граждан, необходимо создавать благоприятные условия для ведения малого бизнеса в России, а также необходимо пересмотреть принцип налоговой системы в части распределении налоговых доходов. На сегодняшний день в России действует трех уровневая бюджетная система: федеральный уровень, региональный и местный. Налоговая система также разделяет три уровня налогов и сборов:

1. Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог;

2. региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог;

3. местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Но стоит заметить, несмотря на то, что некоторые налоги относятся к федеральным, средства от их сбора поступают частично в бюджет субъекта федераций, так например работает налог на прибыль организаций ставка по которому составляет 20%, из которых 2% поступает в федеральный бюджет и 18% - в региональный бюджет. Также необходимо сказать, что законодательные органы субъектов федерации имеют право устанавливать нормативы отчислений налоговых поступлений в местные бюджеты в рамках ограничения федерального законодательства.  Изучив данную ситуацию, становится очевидным следующее: основой доход местных бюджетов от сбора налогов приносит земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также 20% от сбора налога на доход физических лиц, 35% от сбора единого сельскохозяйственного налога и единый налог на вмененной доход поступает в размере 100%, т.е. в формировании доходной части местного бюджета играет важнейшую роль не малый бизнес, а население, «прикрепленное» к этой местности, будь то имущество или трудовая деятельность. Это говорит о несовершенстве налоговой системы, бизнес не участвует в формировании местных бюджетов, а если и участвует, то опосредованно, через населения. В свою очередь, местная власть не достаточно эффективно работает в части развития малого бизнеса в своем районе, поскольку наполнение местных бюджетов в меньший степени зависит от бизнеса в целом и малого бизнеса в частности. Большинство районов являются дотационными, в результате чего у местной власти нет необходимости развивать малый бизнес и создавать для его развития необходимые условия, уверенность в получении дотационных средств, приводит к безразличию формирования местного бюджета представителей власти. В результате всего изложенного собранные денежные средства от налогов и сборов «перетекают» в региональный и федеральный бюджеты, а после этого в виде дотаций, субсидий, субвенций осуществляется обратный поток. Данный принцип регулирует равномерность распределения бюджетных средств, выполняя перераспредилительную функцию. Данный принцип необходимо пересмотреть, роль, именно, малого бизнеса должна стать основополагающей в формировании местного бюджета. Для этого необходимо перенаправить финансовые потоки от поступления средств в виде налогов и сборов. Основная часть налоговых доходов района должна поступать в местные бюджеты. Власть на местах должна получить больше полномочий, чем есть сейчас, в части налогового администрирования. Россия огромная страна, каждый район имеет свою специфику и свои особенности. Федеральной власть не имеет возможности учесть все особенности каждого района страны, при определении налогового законодательства, тем самым обеспечивает неравные условия бюджетного процесса. В результате чего появляются дотационные регионы и регионы – доноры. Данная ситуация при которой отдельные регионы, обладая мощной сырьевой базой, обеспечивают поступление сверхдоходов в федеральный бюджет и бюджет региона носит негативный характер для экономики страны в целом, и для дотационных регионов в частности. Развитие экономики страны, выполнение своих обязанностей государством опирается на богатство минерально-сырьевой базы, то есть, говоря другими словами, при достаточной добычи ресурсов и оптимальных ценах, государство обеспечит выполнение своих обязанностей. Но стоит отметить «хрупкость» данной ориентированности экономического развития, при неблагоприятной рыночной конъюнктуре на мировом рынке, государство сталкивается с проблемами бюджетного дефицита, которые решаются, в том числе, повышением налогов в стране, что приводит, в свою очередь, к дестабилизации экономического развития.

Для  развития рыночной экономики страны необходимо определить полномочия всех уровней власти. Федеральная власть должна создавать общие, так называемые, рамочные условия для благоприятного развития бизнеса, которые можно применить в любом регионе  страны. При этом налоговым органам необходимо разрабатывать налоговую политику, применительно для субъектов крупного бизнеса. Региональным органам власти следует конкретизировать нормативно-правовые акты для субъектов предпринимательства, учитывая спецификацию региона, при необходимости осуществить принятие новых региональных нормативно-правовых актов. Органам местного самоуправления необходимо адаптировать, принятые законы на федеральном и региональном уровнях, к условиям местных образований, при необходимости разработать и принять уточняющие законы.  

Для развития малого бизнеса «на местах» необходимо заинтересовать стороны данного процесса, следует создавать благоприятные условия для ведения бизнеса, т.е. искоренить коррупцию в органах власти, устранить бюрократию, принять меры эффективного налогового стимулирования, упростить ведение бухгалтерского учета для субъектов малого бизнеса. Для успешной работы представителей местной власти, в области развития малого бизнеса, необходимо действовать не командно-приказными методами, а стимулирующими, необходимо предоставить более широкие полномочия органам местного самоуправления. Для заинтересованности местной власти в создании благоприятных условий для развития малого бизнеса, необходимо налоговые доходы от субъектов малого бизнеса направлять в местные бюджеты. Данная мера позволит мотивировать представителей местной власти к более эффективной работе по  развитию малого бизнеса в регионе, созданию комфортных условий для бизнеса, а тем самым собираемости налогов. При этом дотации из бюджетов высших уровней потеряют свою необходимость. В результате дынных мер, органы местного самоуправления приобретают  возможность самостоятельно определять цели и размеры расходования бюджетных средств. Представители администрации муниципалитетов, городов, районов, получив дополнительный источник финансирования, приобретут возможность развивать малый бизнес в регионе, создавать лучшие социальные условия, развивать инфраструктуру, разрабатывать новые программы стимулирования и развития малого бизнеса в регионе. При таких условиях создается конкурентная среда среди муниципалитетов за малый бизнес. В результате чего, распределение налоговых доходов принимает экономический характер. Федеральная же власть избавит себя от бесконечного перераспределения бюджетных средств между бюджетами всех уровней,  что благоприятно скажется на равномерном и справедливом распределении бюджетных средств.

Приведенные выше меры реформирования налоговой системы, развития малого бизнеса приведут к более эффективной работе между федеральной, региональной и местной властью. Также заметно улучшится взаимосвязь между государством и малым бизнесом. Малый бизнес может и должен стать основой в формировании местных бюджетов, тем самым улучшая благосостояние граждан и двигая экономику страны вверх.


© А.В. Кузин,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке.
© ООО "Научные технологии"

Серия - Экономика и Право

Выпуск 2018 06 Economics (page 1)

Выпуск 2018 06 Economics (page 2)

Выпуск 2018 05 Economics (page 1)

Выпуск 2018 05 Economics (page 2)

Выпуск 2018 04 Economics (page 1)

Выпуск 2018 04 Economics (page 2)

Выпуск 2018 03 Economics (page 1)

Выпуск 2018 03 Economics (page 2)

Выпуск 2018 02 Economics

Выпуск 2018 01 Economics

Выпуск 2017 12/2 Economics (page 1)

Выпуск 2017 12/2 Economics (page 2)

Выпуск 2017 12 Economics (page 1)

Выпуск 2017 12 Economics (page 2)

Выпуск 2017 11 Economics

Выпуск 2017 10 Economics

Выпуск 2017 09 Economics (page 1)

Выпуск 2017 09 Economics (page 2)

Выпуск 2017 08 Economics

Выпуск 2017 07 Economics

Выпуск 2017 06 Economics

Выпуск 2017 05 Economics (page 1)

Выпуск 2017 05 Economics (page 2)

Выпуск 2017 04 Economics (page 1)

Выпуск 2017 04 Economics (page 2)

Выпуск 2017 03 Economics

Выпуск 2017 02 Economics

Выпуск 2017 01 Economics

Выпуск 2016 12 Economics

Выпуск 2016 11 Economics (page 1)

Выпуск 2016 11 Economics (page 2)

Выпуск 2016 10 Economics

Выпуск 2016 09 Economics

Выпуск 2016 08 Economics

Выпуск 2016 07 Economics (page 1)

Выпуск 2016 07 Economics (page 2)

Выпуск 2016 06 Economics

Выпуск 2016 05 Economics (page 1)

Выпуск 2016 05 Economics (page 2)

Выпуск 2016 04 Economics

Выпуск 2016 03 Economics (page 1)

Выпуск 2016 03 Economics (page 2)

Выпуск 2016 02 Economics (page 1)

Выпуск 2016 02 Economics (page 2)

Выпуск 2016 01 Economics (page 1)

Выпуск 2016 01 Economics (page 2)

Выпуск 2015 11-12 Economics (page 1)

Выпуск 2015 11-12 Economics (page 2)

Выпуск 2015 09-10 Economics

Выпуск 2015 07-08 Economics

Выпуск 2015 05-06 Economics

Выпуск 2015 03-04 Economics

Выпуск 2015 01-02 Economics

Выпуск 2014 12 Economics

Выпуск 2014 11 Economics

Выпуск 2014 09-10 Economics

Выпуск 2014 07-08 Economics

Выпуск 2014 05-06 Economics

Выпуск 2014 03-04 Economics

Выпуск 2014 01-02 Economics

Выпуск 2013 12 Economics

Выпуск 2013 11 Economics (page 1)

Выпуск 2013 11 Economics (page 2)