Login

Журнал «Современная Наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-755-19-13

Статьи:
A+ R A-

Целевое управление компанией с использованием систем имитационного моделирования

E-mail Печать

М.А. Хивинцев,  (Аспирант, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»)

 

Серия «Экономика и Право», №  11  2013

В статье продемонстрирован подход к целевому управлению компанией с использованием систем имитационного моделирования. Для этого в средстве имитационного моделирования, помимо самой модели, была разработана приборная панель, через интерфейс которой происходит взаимодействие с моделью. На приборной панели была реализована Стратегическая карта, позволяющая оценивать достижение целей под воздействием различных управленческих решений в результате имитации на выбранном временном интервале. Это позволило выбрать верные стратегические инициативы и принять правильные управленческие решения в демонстрационном примере.

Ключевые слова: Система имитационного моделирования, целевое управление, система сбалансированных показателей, стратегическая карта.

Технический прогресс требует постоянных эволюционных изменений в процессе управления. Современный бизнес в условиях возрастающей глобальной рыночной конкуренции как никогда ранее нуждается в отточенных методах управления и системах поддержки принятия решений, способствующих достижению поставленных целей. "Управлять – значит вести предприятие к цели" – Анри Файоль.

Процессу постановке и реализации целей предшествует процесс их выработки. Аксиома управления звучит следующим образом: «Нельзя сделать систему управляемой, если она не наблюдаема и не позволяет оценить последствия управления». Для оценки последствий от управленческих решений, другими словами, для поддержки принятия управленческих решений, служат специализированные информационные системы, одним из распространенных классов которых являются системы имитационного моделирования.

Средства имитационного моделирования могут служить для прогнозирования влияния предполагаемых изменений на бизнес-процесс или для проверки проекта нового бизнес-процесса до начала его дорогостоящей реализации. Благодаря тому, что моделирование выполняется с помощью компьютера, компании не приходится экспериментировать на своих сотрудниках, партнерах и клиентах для оценки последствий решения.

После выбора подходящего решения и проведения его оценки средствами имитационного моделирования можно установить соответствующую цель и приступить к ее реализации.

Однако в бизнесе существует множество целей, и все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Например:

  • увеличение прибыли;
  • сокращение всех видов затрат;
  • рациональное использование ресурсов;
  • фокусирование внимания на нуждах потребителя, чтобы получить известность на рынке в качестве лучшего производителя;
  • достижение известности в своей области деятельности, чтобы иметь возможность привлекать в штат лучших специалистов.
  • повышение конкурентоспособности;
  • лидерство в освоении новой техники и технологии для дальнейшего развития.

При множестве целей оптимальное управление достигается тогда, когда эти цели сбалансированы. Для их эффективной балансировки существует распространенная концепция – «Система Сбалансированных Показателей» (Balanced Scorecard, далее BSC).

Целью данного исследования служит расширение возможностей системы имитационного моделирования в сторону создания комплексной системы управления по целям с использованием концепции BSC. Для этого были решены следующие задачи:

1. Разобрана методика, лежащая в основе процесса управления по целям и в концепции BSC в частности.

2. Произведен анализ бизнес-процессов существующего производственного предприятия, на основе этого спроектирована модель в системе имитационного моделирования.

3. В системе имитационного моделирования была разработана приборная панель для осуществления управления данным предприятием по целям в рамках концепции BSC. Данная приборная панель была интегрирована с имитационной моделью предприятия

4. В заключение было произведено демонстрационное решение практической задачи по оценке воздействия управленческого решения на целевые показатели в Стратегической карте.

РОЛЬ КОНЦЕПЦИИ BSC В СИСТЕМЕ ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Целевое управление организацией можно представить в виде следующих положений, которые необходимо реализовать:

  • Проверка уже выполненных задач, определение будущего результата и детализация плана в виде задач для обеспечения выполнения намеченного;
  • Создание матрицы результативности, содержание которой отражает как коллективные, так и индивидуальные цели (это необходимо как инструмент реализации целевого управления всей компанией);
  • Балансирование самой системы управления с учетом имеющегося «дерева целей»;
  • Использование целей в качестве основы для принятия решений на всех уровнях менеджмента;
  • Регулярное подведение итогов работы персонала в системе целевого управления.

Принцип осуществления перечисленных положений заключен в концепции BSC. Система Сбалансированных Показателей обеспечивает целенаправленный мониторинг деятельности предприятия, позволяет прогнозировать и упреждать появление проблем, органично сочетает уровни стратегического и оперативного управления, контролирует наиболее существенные финансовые и нефинансовые показатели деятельности (KPI) предприятия. Степень достижения стратегических целей, эффективность бизнес-процессов и работы всего предприятия в целом, каждого его подразделения и каждого сотрудника определяется значениями ключевых показателей эффективности (KPI), которые тесно связаны со стратегическими инициативами. Показатели с их целевыми и граничными значениями определяются таким образом, чтобы максимально охватить все критические области, влияющие на реализацию стратегии. Для документирования главных стратегических целей, поставленных перед организацией или руководством организации, используется так называемая Стратегическая карта.

Ключевой особенностью подхода BSC является необходимость использования его с другими информационными системами для реализации лучших практик управления. Это обеспечивает автоматическое получение данных, необходимых для подсчета KPI, из существующих финансовых, производственных и аналитических систем. Для реализации целостного подхода к управлению при подходе BSC необходима также интеграция с системой прогнозирования на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Концепцию BSC можно реализовать как в специальных программных продуктах (например, Oros Scorecard, Hyperion Performance Scorecard, Oracle Scorecard и других), так и в Microsoft Excel. Однако реализовав подход BSC в системе имитационного моделирования, и интегрировав их с учетными системами оперативного управления (ERP, CRM и пр.), появится возможность увязать операционный менеджмент с краткосрочным и долгосрочным стратегическим управлением. Таким образом, можно будет смоделировать, как изменятся те или иные KPI при принятии того или иного решения в рамках стратегической инициативы на любом временном горизонте.

Читать далее …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. В.Н. Сидоренко «Системно-динамическое моделирование в среде Powersim. М.: МАКС Пресс, 2001.

2. Строгалев В. П., Толкачева И. О. Имитационное моделирование. — МГТУ им. Баумана, 2008

3. А. А. Емельянов, Е. А. Власова, Р. В. Дума. Имитационное моделирование экономических процессов. М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия.- М., 2008.

5. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика, 2002

6. Стерлин А. Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. М., 1990.

7. Д.Нортон, Р.Каплан Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — Олимп-Бизнес, 2010. — 320 с.

8. А. Кочнев, «Системы стратегического управления для бизнеса: сегодня и завтра» - электронная статья - http://www.iteam.ru/publications/it/section_92/article_3005/

9. Большой энциклопедический словарь. /Гл. редактор Прохоров А.М. — М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», СПб: Норинт, 1997.

10. Экономическая энциклопедия /гл. ред. Абалкин Л.И. — М.: Экономика, 1999.

11. Большой экономический словарь /под ред. Азрилияна А.Н. //изд-е 2-е переработанное и дополненное — М.: Ин-т новой экономики, 1997.


© М.А. Хивинцев,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке.
© ООО "Научные технологии"

Серия - Экономика и Право

Выпуск 2018 05 Economics (page 1)

Выпуск 2018 05 Economics (page 2)

Выпуск 2018 04 Economics (page 1)

Выпуск 2018 04 Economics (page 2)

Выпуск 2018 03 Economics (page 1)

Выпуск 2018 03 Economics (page 2)

Выпуск 2018 02 Economics

Выпуск 2018 01 Economics

Выпуск 2017 12/2 Economics (page 1)

Выпуск 2017 12/2 Economics (page 2)

Выпуск 2017 12 Economics (page 1)

Выпуск 2017 12 Economics (page 2)

Выпуск 2017 11 Economics

Выпуск 2017 10 Economics

Выпуск 2017 09 Economics (page 1)

Выпуск 2017 09 Economics (page 2)

Выпуск 2017 08 Economics

Выпуск 2017 07 Economics

Выпуск 2017 06 Economics

Выпуск 2017 05 Economics (page 1)

Выпуск 2017 05 Economics (page 2)

Выпуск 2017 04 Economics (page 1)

Выпуск 2017 04 Economics (page 2)

Выпуск 2017 03 Economics

Выпуск 2017 02 Economics

Выпуск 2017 01 Economics

Выпуск 2016 12 Economics

Выпуск 2016 11 Economics (page 1)

Выпуск 2016 11 Economics (page 2)

Выпуск 2016 10 Economics

Выпуск 2016 09 Economics

Выпуск 2016 08 Economics

Выпуск 2016 07 Economics (page 1)

Выпуск 2016 07 Economics (page 2)

Выпуск 2016 06 Economics

Выпуск 2016 05 Economics (page 1)

Выпуск 2016 05 Economics (page 2)

Выпуск 2016 04 Economics

Выпуск 2016 03 Economics (page 1)

Выпуск 2016 03 Economics (page 2)

Выпуск 2016 02 Economics (page 1)

Выпуск 2016 02 Economics (page 2)

Выпуск 2016 01 Economics (page 1)

Выпуск 2016 01 Economics (page 2)

Выпуск 2015 11-12 Economics (page 1)

Выпуск 2015 11-12 Economics (page 2)

Выпуск 2015 09-10 Economics

Выпуск 2015 07-08 Economics

Выпуск 2015 05-06 Economics

Выпуск 2015 03-04 Economics

Выпуск 2015 01-02 Economics

Выпуск 2014 12 Economics

Выпуск 2014 11 Economics

Выпуск 2014 09-10 Economics

Выпуск 2014 07-08 Economics

Выпуск 2014 05-06 Economics

Выпуск 2014 03-04 Economics

Выпуск 2014 01-02 Economics

Выпуск 2013 12 Economics

Выпуск 2013 11 Economics (page 1)

Выпуск 2013 11 Economics (page 2)

Выпуск 2013 09-10 Economics

Выпуск 2013 07-08 Economics (page 1)