Login

Журнал «Современная Наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-755-19-13

Статьи:
A+ R A-

Развитие и текущее состояние российского рынка телекоммуникационных услуг

E-mail Печать

М.П. Пучкова,  (Аспирант, Финансовый университет при Правительстве РФ)

Серия «Экономика и Право», №  1-2  2014

В статье рассматриваются тенденции развития российского рынка телекоммуникационных услуг. Кроме того, проведен краткий анализ этапов развития данного сегмента российской экономики и их влияния на современную ситуацию на рынке.

Ключевые слова: Информационное общество, либерализация, телекоммуникационные услуги, услуги голосовой связи, фиксированная связь, мобильная связь.

Проведенное нами исследование, подтвержденное эмпирическими статистическими и аналитическими  данными, дает нам основание утверждать, что в одной из важнейших задач на пути к формированию и развитию информационного общества,  является создание информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей циркуляцию знаний между субъектами. Такая инфраструктура требует наличия и непрерывного развития специальных сетей связи, являющихся платформой для работы с информацией.

Телекоммуникационная сфера сегодня – это динамично развивающийся рынок. Данный сектор экономики демонстрировал стремительное развитие в начале прошлого десятилетия, на которое, впрочем, оказал значительное влияние кризис 2008-2009 гг. В 2012 г. общий объем рынка услуг превысил 1,5 трлн. руб., увеличившись в 10,5 раз по сравнению с 2000 г. [1]

Основную часть услуг связи на сегодняшний день занимают услуги голосовой связи. Они представлены подвижной связью и местной, международной и междугородной телефонией и занимают 61% объема услуг связи, оказанных в 2012 г. Сектор голосовых услуг в свою очередь подвержен тенденции смещения доли выручки в сторону сотовой (подвижной) связи. Так, по данным iKS-Consulting 67 % выручки от услуг голосовой связи, достигшей 294,6 млрд. рублей за 1 полугодие 2013 года, составили услуги сотовой связи, продемонстрировав при этом прирост доли на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [2]. Снижение востребованности фиксированной телефонии является мировой тенденцией и обусловлено научно-техническим прогрессом в отрасли, благодаря которому мобильная связь в значительно большей степени удовлетворяет требованиям современного человека. Согласно данным Росстата в общее число установленных телефонных аппаратов общественной сети (вкл. таксофоны) в 2012 г. снизилось на 2,7% по сравнению с 2011 г., в т.ч. снижение числа установленных за год квартирных телефонных аппаратов составило 3,1% и имело место как в городской, так и в сельской местности1. Можно выделить два основных пути расширения абонентской базы фиксированной телефонии: это новые офисные и жилые (в меньшей степени) помещения и программы обеспечения связью удаленных и малонаселенных пунктов. При  этом стоит отметить, что если проводная связь является одним из основных видов связи в офисных зданиях, то в новых жилых домах желание ею пользоваться изъявляет все меньшее количество населения, отдавая предпочтение только мобильной. Ограничением расширения абонентской базы согласно второму пути так же является мобильная связь, уже охватывающая значительную часть отдаленных малонаселенных районов и сужающая объем спроса на фиксированную связь. Поэтому наблюдающаяся на данном сегменте рынка стагнация закономерна, и помимо всего прочего обусловлена отсутствием гибкой ценовой политики у операторов-монополистов.

В сегменте мобильной связи ситуация иная. Число подключенных терминалов сотовой связи на 100 человек населения в 2012 году выросло до 183,1 шт., увеличившись по сравнению с 2011 годом на 2,3%. В России доходность голосовых услуг сектора мобильной связи все еще растет, в то время как в Европе наблюдается стагнация и даже снижение, сопровождающееся повышением доходов от услуг мобильной передачи данных. Однако подобная ситуация вряд ли надолго удержится на рынке в связи с  расширением зоны устойчивого покрытия 3G и 4G и ростом популярности альтернативных сервисов типа мобильных мессенджеров, и, по мнению аналитиков, российский рынок голосовых услуг ожидает стагнация [3]. Широкое распространение смартфонов и планшетов обусловило значительный рост спроса на услуги мобильной передачи данных. В среднем смартфон на сегодняшний день генерирует в 35 раз больше трафика, чем обычный сотовой телефон, и по данным Deloitte по сравнению с 2012 г. объем беспроводного трафика к 2016 г. увеличится в 50 раз [4]. Таким образом, основной движущей силой увеличения доходов в секторе мобильной связи станет  расширение спектра услуг скоростной передачи данных и повышение качества услуг.

Для того чтобы полнее описать состояние российского рынка телекоммуникационных услуг, необходимо рассмотреть этапы его формирования. Одним из основополагающих факторов формирования текущего положения дел на телекоммуникационном рынке России можно считать проведение в России приватизации государственных и муниципальных предприятий, в частности предприятий связи (Постановление Правительства РФ № 1003 от 22 декабря 1992 г. «О приватизации предприятий связи»). Проведение приватизации в отрасли телекоммуникаций было направлено, прежде всего, на создание конкурентной среды и отстранение государства от оперативного контроля деятельности предприятий. С 1993 по 2003 гг. 88 государственных предприятий электросвязи были преобразованы в акционерные общества [5]. Результатом данной реформы стала ограниченно рыночная среда в отрасли, что обусловило возможность увеличения объема оказываемых услуг, внедрения и развития  новых видов услуг, таких как мобильная связь и телематические сервисы, а также рост телефонизации сельской и городской местности. В свою очередь увеличение спроса на телекоммуникационные услуги, вызванное ростом предпринимательского сектора страны,  послужило почвой для развития серьезной конкуренции среди провайдеров, которая способствовала дальнейшему развитию сектора.  В 1995 году было учреждено ОАО «Связьинвест», объединившее пакеты акций 85 компаний электросвязи. Контрольный пакет Общества  был закреплен в федеральной собственности.

 Серьезное влияние на развитие российской отрасли телекоммуникаций оказал кризис 1998 года, когда снижение общей деловой активности и покупательной способности обусловило резкое сокращение доходов компаний. Кроме того, скачок курса доллара с 6 до 28 рублей повлек за собой дополнительные обязательства для компаний, имевших иностранные финансовые и товарные кредиты. Однако уже в 1999 году отрасль начала восстанавливаться. В начале 21 века российский рынок телекоммуникаций вступил в фазу бурного роста, так прирост доходов сектора в 2002 и 2003 гг. составил по 40% в сравнении с 2001 и 2002 гг. соответственно [6]. При этом главным фактором роста на тот период стали иностранные инвестиции, привлеченные благодаря либерализации отрасли. Для иностранных компаний открылись возможности сертифицировать в стране свое оборудование и получить лицензию для работы на рынке, соответственно Россия получила возможность импортировать новые технологии на отечественный рынок. На сегодняшний день рынок находится под влиянием процессов слияний и поглощений, начало тренда было положено в 2009 году, когда крупнейшая российская телекоммуникационная компания ОАО «Ростелеком» была объединена сначала с межрегиональными компаниями связи, а затем с ОАО «Связьинвест».

В следующем году было организовано объединение еще двух операторов: ОАО «МТС» и ОАО «Комстар-Объединенные ТелеСистемы». К концу 2013 года планируется осуществить сделку по объединению ОАО «Ростелеком» и ООО «Tele2 Россия» [7].

На сегодняшний день на российском рынке телекоммуникационных услуг доминируют четыре игрока: мобильные операторы ОАО «МТС», ОАО «Мегафон» и ОАО «Вымпелком» и ОАО «Ростелеком». ОАО «Ростелеком» и большая тройка занимают 86% рынка, при этом доля доходов ОАО «Ростелеком» составляет 25% рынка, ОАО «МТС» - 24%, ОАО «Мегафон» - 19%, ОАО «Вымпелком» - 18%.2

Таким образом, сценарий развития российского рынка телекоммуникаций полностью повторяет мировые тренды. Постепенной снижение роли традиционных голосовых услуг в общем объеме рынка,  развитие высокоскоростных технологий связи и доступа к сети Интернет, является глобальной тенденцией. Ожидается, что российский рынок продолжит развитие в том же направлении с сохранением существующих трендов.


1. Россия в цифрах – 2013 г. // Росстат. 2013. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_11/Main.htm

2. Россияне выбирают сотовую связь  // Деловой журнал «ИнформКурьер-Связь». 2013. URL: http://www.iksmedia.ru/news/4970493.html

3. Состояние и перспективы развития рынка традиционных услуг мобильной связи (голос и SMS) в России и в мире // Обзор рынка J’son & Partners Consulting  2013. URL: http://www.json.ru/poleznye_materialy/free_market_watches/analytics/sostoyanie_i_perspektivy_razvitiya_rynka_tradicionnyh_
uslug_mobilnoj_svyazi_golos_i_sms_v_rossii_i_v_mire/

4. Высокие технологии, телекоммуникации, развлечения и СМИ  // Прогноз развития отраслей в 2013 г. Deloitte. 2013. http://www.deloitte.com/assets/Dcom-Russia/Local%20Assets/Documents/TMT/dttl_TMT-Predictions-2013_RUS.pdf

5. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин. – М.: Издательство «Олита».- 2004.

6. И. Корнеев Развитие российской отрасли телекоммуникаций Часть 1. История становления // Журнал CIO №12 от 28.12.2004 г. 2004. URL: http://computerra.ru/cio/old/37234/

7. Создание СП «Ростелекома» и «Tele2 Россия» откладывается // Газета «Ведомости». 2013. URL: http://www.vedomosti.ru/tech/news/19014611/sozdanie-sp-rostelekoma-i-tele2-rossiya-otkladyvaetsya#ixzz2mhUnHhDx


© М.П. Пучкова,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке.
© ООО "Научные технологии"

Серия - Экономика и Право

Выпуск 2018 04 Economics (page 1)

Выпуск 2018 04 Economics (page 2)

Выпуск 2018 03 Economics (page 1)

Выпуск 2018 03 Economics (page 2)

Выпуск 2018 02 Economics

Выпуск 2018 01 Economics

Выпуск 2017 12/2 Economics (page 1)

Выпуск 2017 12/2 Economics (page 2)

Выпуск 2017 12 Economics (page 1)

Выпуск 2017 12 Economics (page 2)

Выпуск 2017 11 Economics

Выпуск 2017 10 Economics

Выпуск 2017 09 Economics (page 1)

Выпуск 2017 09 Economics (page 2)

Выпуск 2017 08 Economics

Выпуск 2017 07 Economics

Выпуск 2017 06 Economics

Выпуск 2017 05 Economics (page 1)

Выпуск 2017 05 Economics (page 2)

Выпуск 2017 04 Economics (page 1)

Выпуск 2017 04 Economics (page 2)

Выпуск 2017 03 Economics

Выпуск 2017 02 Economics

Выпуск 2017 01 Economics

Выпуск 2016 12 Economics

Выпуск 2016 11 Economics (page 1)

Выпуск 2016 11 Economics (page 2)

Выпуск 2016 10 Economics

Выпуск 2016 09 Economics

Выпуск 2016 08 Economics

Выпуск 2016 07 Economics (page 1)

Выпуск 2016 07 Economics (page 2)

Выпуск 2016 06 Economics

Выпуск 2016 05 Economics (page 1)

Выпуск 2016 05 Economics (page 2)

Выпуск 2016 04 Economics

Выпуск 2016 03 Economics (page 1)

Выпуск 2016 03 Economics (page 2)

Выпуск 2016 02 Economics (page 1)

Выпуск 2016 02 Economics (page 2)

Выпуск 2016 01 Economics (page 1)

Выпуск 2016 01 Economics (page 2)

Выпуск 2015 11-12 Economics (page 1)

Выпуск 2015 11-12 Economics (page 2)

Выпуск 2015 09-10 Economics

Выпуск 2015 07-08 Economics

Выпуск 2015 05-06 Economics

Выпуск 2015 03-04 Economics

Выпуск 2015 01-02 Economics

Выпуск 2014 12 Economics

Выпуск 2014 11 Economics

Выпуск 2014 09-10 Economics

Выпуск 2014 07-08 Economics

Выпуск 2014 05-06 Economics

Выпуск 2014 03-04 Economics

Выпуск 2014 01-02 Economics

Выпуск 2013 12 Economics

Выпуск 2013 11 Economics (page 1)

Выпуск 2013 11 Economics (page 2)

Выпуск 2013 09-10 Economics

Выпуск 2013 07-08 Economics (page 1)

Выпуск 2013 07-08 Economics (page 2)

Выпуск 2013 05-06 Economics