Login

Журнал «Современная Наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-755-19-13

Статьи:
A+ R A-

Регулирование розничных цен на товары народного потребления

E-mail Печать

А.Н. Соломатин,  (К.э.н., профессор каф. внешнеэкономической деятельности и торгового дела федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»)

Серия «Экономика и Право» #  12  2014

В данной статье рассматривается роль государства в регулировании цен на товары народного потребления. Рассмотрена динамика цен на продовольственные товары в последние годы, проанализирована их структура и порядок формирования торговых надбавок. Внесен ряд предложений направленных на стабилизацию розничных цен.

Ключевые слова: Методы регулирования цен,динамика розничных цен, структура цен, торговые надбавки.

Oдним из видов государственного воздействия на развитие экономики является регулирование цен на товары народного потребления.

Статьей 71 Конституции РФ предусмотрено, что основы ценовой политики находятся в ведении государства. Регулирование цен заключается в том, что государство с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействует на цены с целью обеспечения развития экономики и предпринимательства, содействия конкуренции и контроля. Кроме того, государство, ориентируясь на социальное развитие, должно обеспечивать достаточный прожиточный уровень населения.

В основе современной государственной ценовой политики лежит Постановление правительства РФ №239 от 07.03.1995г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в редакции от 07.04.2007г.) согласно которому утверждены три перечня товаров (работ, услуг) цены на которые подлежат государственному регулированию:

  • перечень продукции, товаров и услуг, регулирование цен на которые осуществляют Правительство РФ и Федеральные органы исполнительной власти (продукция ядерно-топливного цикла, оборонного значения, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным газопроводам и др.);
  • перечень продукции, товаров и услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляют органы исполнительной власти субъектов  РФ (газ, реализуемый населению, твердое топливо, керосин, перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта и др.);
  • перечень продукции, товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, наценки на продукцию общественного питания, реализуемую на предприятиях при учебных заведениях и др.).

Федеральным законом №86-ФЗ от 22.06.1998г. «О лекарственных средствах» и Постановлением Правительства РФ №782 от 09.11.2001г.  «О государственном регулировании цен на лекарственные изделия» упорядочено ценообразование на эту группу товаров. Утвержден перечень лекарственных средств, которые подлежат регистрации и заносятся в государственный реестр. Оптовые и розничные надбавки на лекарственные средства включенные в перечень устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Выполняя свою социальную функцию и заботясь о здоровье нации, государство осуществляет жесткое регулирование цен на ликеро-водочные изделия крепостью свыше 28 градусов и табачные изделия.

В 1997 году государством введены минимальные цены по которым может реализовываться ликеро-водочная продукция крепостью свыше 28 градусов. Постановлением Правительства РФ №154 от 24.02.2009г. создана Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, одной из задач которой является регулирование цен на ликеро-водочные изделия. Последний приказ данной службы по установлению минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 градусов датируется 28 января 2014 года.

Федеральным законом РФ №15-ФЗ от 23.02.2013г., в целях сокращения спроса также предусмотрено установление минимальных розничных цен на табачные изделия.

Определенные элементы государственного регулирования розничных цен на товары народного потребления предусмотрены в Федеральном законе № 381-ФЗ от 24.12.2009г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности  в Российской Федерации». В соответствии с данным законом Правительство РФ своим Постановлением №530 от 15.07.2010г. установило перечень социально-значимых для населения товаров, по которым органы исполнительной власти имеют право устанавливать предельно допустимые розничные цены в случае роста цен на  эти товары более чем на 30% в течении 30 дней. Данный перечень включает 23 товарные позиции, в которые входят: говядина (кроме бескостного мяса), свинина, масло сливочное и подсолнечное, хлеб, мука, картофель и т.д.

Таким образом прямому государственному регулированию розничных цен на товары народного потребления в РФ подлежат только ликеро-водочные изделия крепостью свыше 28 градусов и табачные изделия, а также, в крайне исключительных случаях, 23 позиции товаров из специального перечня, установленного Правительством РФ. Государство оказывает регулирующее воздействие на розничные цены в основном косвенными методами через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, налогообложение, оплата труда и др.

Рассмотрим тенденции развития розничных цен на товары народного потребления в России в последние годы.

Динамика розничных цен на товары народного потребления в Российской Федерации показывает их постоянный рост.

Таблица 1. Динамика индексов розничных цен на товары народного потребления (в % к предыдущему году).

Товары

2010

2011

2012

2013

2010-2013

Среднегодовые

Все товары

109,1

105,2

106,6

106,5

130,3

106,8

в т.ч. продовольственные

112,9

103,9

107,5

107,3

135,3

107,9

непродовольственные

105,5

106,7

105,2

104,5

123,2

105,3

За период с 2010 года по 2013 год розничные цены на потребительские товары возросли на 30,3% при среднегодовом темпе роста – 6,8%. Более быстрыми темпам и растут цены на продовольственные товары, которые за анализируемый период увеличились на 35,3% при среднегодовом росте – 7,9%. Цены на непродовольственные товары выросли на 23,2% при среднегодовом темпе роста – 5,3%. Вместе с тем следует отметить, что темпы роста розничных цен на потребительские товары в последние годы снизились.

Проанализируем более подробно изменение розничных цен на продовольственные товары.

Таблица 2. Динамика цен на отдельные группы продовольственных товаров (в % к предыдущему году).

Товары

2010

2011

2012

Сумм. темп роста

Среднегод. темп роста

1. Мясопродукты

105,6

109,3

107,6

124,9

107,7

2. Рыбопродукты

107,6

111,3

102,8

123,1

107,2

3. Масло сливочное

123,3

106,6

103,0

135,4

110,6

4. Масло подсолнечное

127,6

104,6

103,4

138,0

113,6

5. Маргарин  и марг. продукция

105,1

109,6

103,7

119,5

106,1

6. Молоко и мол. продукция

116,7

106,3

104,4

129,5

109,0

7. Сыр

119,9

103,4

101,1

125,2

107,8

8. Яйца

113,2

106,2

105,1

126,5

109,1

9. Сахар

122,5

74,5

106,0

96,7

98,9

10. Кондит. изделия

106,6

110,5

106,1

125,0

107,7

11. Чай, кофе

103,5

110,6

105,6

120,1

106,3

12. Мука

112,1

96,7

128,3

139,1

111,6

13. Хлеб и х/б изделия

107,6

108,9

112,0

131,2

109,5

14. Крупа и бобовые

158,8

92,0

93,0

135,9

110,8

15. Макар. изделия

104,7

103,4

107,6

115,4

104,9

16. Картофель

202,6

47,8

110,9

116,9

105,3

17. Овощи

167,1

57,3

119,8

114,7

104,7

18. Фрукты и цитрусовые

112,3

96,6

107,7

116,8

105,3

19. Алкогольные напитки

108,3

108,4

112,1

131,6

109,6

    Как видно, за период с 2010 по 2012 год индексы розничных цен практически по всем продовольственным товарам выросли. Однако этот рост имеет существенные колебания. Так по 26,3% из представленных позиций суммарный рост розничных цен не превысил 20,0% (маргарин и маргариновая продукция; макаронные изделия, картофель, овощи, фрукты и цитрусовые), по 36,8% позициям суммарные цены увеличились в пределах от 20,00% до 30,0%. Причем к этим товарным позициям относятся: масло сливочное, масло подсолнечное, мука, хлеб и хлебобулочные изделия, крупа и бобовые, т.е. продукты, входящие в Перечень утвержденных Правительством РФ социально значимых товаров. Однако повышение на 1% цен на отдельные товары по разному сказывается на жизненном уровне населения.

Таблица 3. Средние потребительские цены на отдельные виды продовольственных товаров (на последние годы, рублей за кг).

Товары

2010

2011

2012

2013

Изм-е руб.

Изм-е %

Ст-ть 1%, р.

1. Говядина (кроме бескост. мяса)

197,64

234,49

248,47

244,45

46,81

23,7

1,98

2. Свинина (кроме бескост. мяса)

198,35

210,89

220,09

Нет данных

21,74

11,0

1,98

3. Кура (кроме окорочков)

105,14

103,57

117,26

107,03

1,89

1,8

1,05

4. Слив. масло

239,55

256,48

260,84

308,92

69,37

29,0

2,39

5. Подс. масло

72,60

76,76

78,51

75,47

2,87

2,5

1,15

6. Молоко

31,99

32,52

33,88

38,64

16,65

20,8

0,32

7. Яйца

38,56

41,25

43,34

56,01

17,45

45,3

0,39

8. Сахар

40,62

30,22

31,58

32,32

8,3

10,4

0,80

9. Чай черный

348,21

367,68

391,06

422,62

74,41

21,4

3,48

10.Мука пшен.

21,45

19,76

25,15

Нет данных

3,74

17,4

0,21

11. Хлеб и х/б изд.

42,60

45,46

50,51

55,51

12,91

30,3

0,43

12. Макар. изд.

47,77

46,18

48,87

Нет данных

1,10

2,3

0,48

13. Картофель

28,94

14,26

16,07

23,18

5,76

19,1

0,30

14. Водка

230,22

256,21

315,45

406,51

76,29

76,6

1,00

Как следует из данных таблицы 3, за период с 2010 по 2013 год наиболее быстрыми темпами росли цены на водку – 76,65 (что вполне естественно), яйцо куриное – 45,3%, хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки – 30,3%, сливочное масло – 29,0%, говядину – 23,7%.

Наиболее эластичными в зависимости от изменения розничных цен на товары являются следующие продукты: повышение на 1,0% цен на чай черный байховый обходится потребителю в среднем в 3,48 рубля, сливочное масло – в 2,39 рубля с каждого килограмма, говядина и свинина – в 1,98 рубля.

Существенное влияние на рост цен оказало введение санкций против России и принятие Правительством РФ ответных мер. Так, за три квартала 2014 года розничные цены на продовольственные товары повысились на 8,5%, а на непродовольственные товары – на 4,1%. По сравнению с 3-им кварталом 2013 года в 3-ем квартале 2014 года розничные цены на продовольственные товары возросли на 10,5%, а на непродовольственные товары – на 5,5%.

Как правило, главным организатором повышения цен называют торговые предприятия. В связи с этим рассмотрим структуру розничных цен на отдельные виды товаров.

Таблица 4. Основные показатели хозяйственной деятельности крупных и средних предприятий розничной торговли РФ.

Показатели

2011

2012

Изм. млрд.р.

Изм. %

Т/о по розн.ценам, млрд.р.

3404,2

5050,3

1 646,1

48,4

Т/о по покупн.ценам, млрд.р.

2551,3

3700,5

1 209,2

47,4

В % к т/о по розн.ценам

74,9

74,5

-

0,4

Валовый доход, млрд.р.

852,9

1 289,8

436,9

51,2

- в % к розн.цене

25,05

25,54

-

0,49

- в % к покупн.цене

34,43

34,30

-

0,87

Издержки обращения, млрд.р.

793,5

1 205,8

412,3

52,0

- уровень %  к обороту

23,31

23,88

-

0,57

Прибыль от реализации

 

 

 

 

- млрд.р.

59,4

84,0

24,6

41,4

- % к обороту

1,74

1,66

-

0,08

- % к издержкам обращения

7,49

6,51

-

0,98

Из данных таблицы 4 следует, что удельный вес себестоимости товаров в розничной цене товара в 2012 году составлял в среднем 74,5% и снизился по сравнению с 2011 годом на 0,4%, т.е. крупные и средние предприятия торговли стали закупать товары по более низким ценам, однако это не привело к снижению розничных цен.

Торговые надбавки составили в 2012 году в среднем 34,3% к покупной цене и повысились по сравнению с 2011 годом на 0,87% к покупной цене, что естественно повлияло на соответствующее повышение розничных цен. Однако, это повышение является следствием роста текущих расходов торговых предприятий. Уровень издержек обращения крупных и средних предприятий розничной торговли в 2012 году по сравнению с 2011 годом повысился на 0,57% к обороту. Таким образом, рост уровня валового дохода на 0,49% к обороту (или рост торговых надбавок на 0,87% к покупной цене) является вынужденной мерой и даже не покрывает постоянный рост издержек обращения. (Почему постоянно растут текущие расходы торговых предприятий является темой самостоятельного исследования).  В результате рентабельность средних и крупных предприятий торговли в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилась по отношению к обороту на 0,08%, а по отношению к издержкам обращения – на 0,98%.

Рассмотрим структуры из розничных цен на отдельные продовольственные товары.

Таблица 5. Структура розничных цен на отдельные виды продовольственных товаров в 2013 году (на конец года, в % к розничной цене)

Как следует из данных таблицы 5, доля торговых предприятий (включая НДС) в розничной цене товара колеблется от 15,3% по хлебу и булочным изделиям из пшеничной муки 1 и 2 сорта до 54,26% по муке пшеничной высшего сорта.

Таблица 6. Группировка отдельных продовольственных товаров по доле торговли в розничной цене товара.

Доля торговли в розн. цене товара %

Кол-во товара, ед.

Удельный вес кол-ва товаров в группе, №

до 20,0

6

26,1

20,1 – 30,0

11

47,8

30,1 – 40,0

1

4,3

40,1 – 50,0

3

13,0

свыше 50,0

2

8,8

-

23

100,0

Из данных табл.6. следует, что по 73,9% представленных продовольственных товаров доля торговли в розничной цене находится в пределах до 30,0%, по 26,1% товарных позиций этот показатель превышает 40%, а по 8,8% он превышает даже 50%.

Исходя из имеющихся данных о структуре розничных цен и представленных в таблице 3 данных о средних потребительских ценах, попробуем рассчитать размер средних торговых надбавок по отдельным продовольственным товарам.

Таблица 7. Расчетный размер торговых надбавок по отдельным продовольственным товарам за 2012-2013 годы.

Наименование товара

Средняя розничная цена за кг, руб.

Доля торговли в розн. цене (вкл. НДС), %

Валовой доход торговли, руб.

Средняя покупная цена за 1 кг, руб.

Торговая надбавка, % к покупной цене

1. Говядина (кроме бескостной)

244.45

20,63

50,43

194,02

26,0

2. Свинина (кроме бескостной)

220,09

28,60

62,95

157,14

40,0

3. Кура

107,03

26,80

28,68

78,35

36,6

4. Масло сливочное

308,92

18,19

56,19

252,73

22,2

5.Яйца куриные (10 шт.)

56,01

25,72

14,41

41,60

34,6

6. Хлеб и х/б изделия из пшен. муки

55,51

15,30

8,49

47,02

18,1

7. Мука пшеничная

25,19

52,37

13,19

12,00

109,9

8. Сахар-песок

32,32

33,01

10,67

21,65

49,3

9. Молоко

38,64

18,41

7,11

31,53

22,5

10. Макаронные изделия

48,87

49,15

24,02

24,85

96,7

11. Водка

406,51

28,20

114,64

291,87

39,3

Как видно из данной табл.7., размах вариации расчетных торговых надбавок огромен: от 18,1% к отпускной цене по хлебу и булочным изделиям из пшеничной муки до 109,9% к опускной цене – по пшеничной муке. Значителен размер торговых надбавок по свинине – 40%, при этом торговая надбавка на говядину – 26%, по макаронным изделиям – 96,7% при этом размер торговой надбавки на водку – 39,3%.

Торговые надбавки на непродовольственные товары гораздо выше и имеют гораздо большие колебания, т. к. зависят от многочисленных факторов, которые не поддаются количественному измерению: фирма производитель, мода, местонахождение торгового предприятия и его формат и т.д.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Государство оказывает регулирующее воздействие только на себестоимость производимых и ввозимых товаров народного потребления. Никакого прямого воздействия на формирование торговых надбавок государство не оказывает и они складываются по правилам рыночной экономики, что приводит к существенным их колебаниям по отдельным товарным позициям. Вместе с тем мировая практика предусматривает отклонение розничной цены от цены производителя не более чем на 30-40%, а европейская – на 25% (источник: «Петербургский правовой канал»).

В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено введение прямого государственного регулирования цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости в случае роста цен на такие товары более чем на 30% в течении 30 дней. Правительство РФ своим постановлениям №530 от 15.07.2010 года установило перечень таких товаров состоящий из 23 позиций и имеет право устанавливать на него предельно допустимые розничные цены сроком не более чем на 90 дней. На наш взгляд, данное положение ничем не обосновано. А если цены на эти товары повысятся на 29,9%? Следует установить четко обоснованные критерии недопустимого роста розничных цен, или, например, могут быть:

  • либо предусматриваемая государством на год индексация размера пенсий или роста доходов, работающих в бюджетной сфере;
  • либо изменение коэффициента-дефлятора используемого при начислении налога на вмененный доход, который ежегодно рассчитывается и публикуется Правительством РФ.

2. Практически отсутствует информация о размерах торговых надбавок, устанавливаемыми торговыми предприятиями. Вместе с тем приказом Росстата № 423 от 27.07.2012 года с изменениями от 01.04.2014 года все юридические лица, реализующие отдельные виды товаров должны ежеквартально представлять отчетность по форме №2-РЦ «Сведения о составе розничной цены и затраты организаций розничной торговли по продаже отдельных видов товаров». Однако эта форма отчетности является закрытой. Следует согласиться с предположениями в том, что торговые предприятия должны информировать покупателей о покупных и продажных ценах на социально значимые продукты народного потребления, указывая их на ценниках. В этом плане интересно предложение молодежной коллегии при губернаторе Санкт-Петербурга о создании интернет-ресурса, на котором будет представлена информация о надбавках в торговых точках города (газета «Петербургский дневник» от 08.09.2014г., стр. 6). Такая информация будет способствовать более быстрому реагированию государства на необоснованное повышение розничных цен на товары.

3.  Государству следует уделять больше внимания развитию сети торговых предприятий, обеспечивающих реализацию товаров по конкурентно низким ценам. Так, в Санкт-Петербурге запускается проект по созданию сети гипермаркетов «Биг Бокс» в которых размер торговых надбавок для розничных покупателей не превышает 10-12%.

На наш взгляд, перечисленное будет способствовать замедлению инфляции и некоторому усилению роли государства в регулировании розничных цен на товары народного потребления.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Статистический сборник «Торговля в России», М. - 2013 г.

2. Статистический сборник  «Россия в цифрах», М.  - 2014 г.


© А.Н. Соломатин,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке.
© ООО "Научные технологии"

Серия - Экономика и Право

Выпуск 2018 06 Economics (page 1)

Выпуск 2018 06 Economics (page 2)

Выпуск 2018 05 Economics (page 1)

Выпуск 2018 05 Economics (page 2)

Выпуск 2018 04 Economics (page 1)

Выпуск 2018 04 Economics (page 2)

Выпуск 2018 03 Economics (page 1)

Выпуск 2018 03 Economics (page 2)

Выпуск 2018 02 Economics

Выпуск 2018 01 Economics

Выпуск 2017 12/2 Economics (page 1)

Выпуск 2017 12/2 Economics (page 2)

Выпуск 2017 12 Economics (page 1)

Выпуск 2017 12 Economics (page 2)

Выпуск 2017 11 Economics

Выпуск 2017 10 Economics

Выпуск 2017 09 Economics (page 1)

Выпуск 2017 09 Economics (page 2)

Выпуск 2017 08 Economics

Выпуск 2017 07 Economics

Выпуск 2017 06 Economics

Выпуск 2017 05 Economics (page 1)

Выпуск 2017 05 Economics (page 2)

Выпуск 2017 04 Economics (page 1)

Выпуск 2017 04 Economics (page 2)

Выпуск 2017 03 Economics

Выпуск 2017 02 Economics

Выпуск 2017 01 Economics

Выпуск 2016 12 Economics

Выпуск 2016 11 Economics (page 1)

Выпуск 2016 11 Economics (page 2)

Выпуск 2016 10 Economics

Выпуск 2016 09 Economics

Выпуск 2016 08 Economics

Выпуск 2016 07 Economics (page 1)

Выпуск 2016 07 Economics (page 2)

Выпуск 2016 06 Economics

Выпуск 2016 05 Economics (page 1)

Выпуск 2016 05 Economics (page 2)

Выпуск 2016 04 Economics

Выпуск 2016 03 Economics (page 1)

Выпуск 2016 03 Economics (page 2)

Выпуск 2016 02 Economics (page 1)

Выпуск 2016 02 Economics (page 2)

Выпуск 2016 01 Economics (page 1)

Выпуск 2016 01 Economics (page 2)

Выпуск 2015 11-12 Economics (page 1)

Выпуск 2015 11-12 Economics (page 2)

Выпуск 2015 09-10 Economics

Выпуск 2015 07-08 Economics

Выпуск 2015 05-06 Economics

Выпуск 2015 03-04 Economics

Выпуск 2015 01-02 Economics

Выпуск 2014 12 Economics

Выпуск 2014 11 Economics

Выпуск 2014 09-10 Economics

Выпуск 2014 07-08 Economics

Выпуск 2014 05-06 Economics

Выпуск 2014 03-04 Economics

Выпуск 2014 01-02 Economics

Выпуск 2013 12 Economics

Выпуск 2013 11 Economics (page 1)

Выпуск 2013 11 Economics (page 2)