|
Арктика и ее природные ресурсы, такие как углеводороды, водные пути и живые морские ресурсы имеют все большую ценность для коммерческого использования в современном мире в результате геополитических, социально-экономических, технологических, промышленных факторов, а также процессов изменения климата.
Северный морской путь (СМП), являлся сначала «национальным транспортным маршрутом СССР», теперь «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникационная линия Российской Федерации» как это было отражено в историческом советском, а ныне российском законодательстве. Этот водный путь играет решающую роль в открытии Арктики для транспортных и коммерческих возможностей.
В последние годы важная роль СМП в арктической парадигме быстро возросла для международного судоходства, международной торговли, экономики многих государств. Как главная арктическая морская артерия для России, СМП играет все более важную роль не только для российских национальных, геополитических, стратегических и коммерческих интересов, но и для международной морской индустрии и судоходства, экономики международной торговли.
Российская Федерация является одним из пяти прибрежных арктических государств наряду с Данией, Канадой, Норвегией, США с морскими территориями в Арктике. Из этих пяти Россия является крупнейшей территорией и богатейшими природными ресурсами, где под ее суверенитетом находятся морские зоны, характеризующиеся как обширные водные пространства (российские Арктические проливы и моря), которые, соединенные вместе, образуют уникальный транспортный водный путь - Северный Морской путь. Россия, как государство-правопреемник Советского Союза, унаследовала определенные права и обязанности в соответствии с принципом правопреемства государств в международном законодательстве, включающий право на суверенитет над многочисленными территориями и водами, включая СМП.
Ключевые слова:Арктика, правовое регулирование, Северный морской путь, Правила судоходства, прибрежные государства, акватория СМП.
|