|
В статье рассматриваются природа и содержание права народов на самоопределение как универсального общепризнанного принципа современного международного права, анализируются проблемы его реализации. Актуальность избранной тематики обусловлена тем, что в доктрине не сложилось единообразного подхода к пониманию сущности данного права, определению его субъекта. В отсутствии законодательно закреплённых терминов «народ», «нация», «самоопределение» учёные декларируют различные точки зрения по поводу этих понятий, которые разнятся между собой и не имеют общепринятого начала. Делается вывод, что субъектом права на самоопределение является народ, компактно проживающий на определённой территории, которому государство должно обеспечить равноправие и самоопределение. Подчеркивается, что процесс реализации народами права на самоопределение сопряжён с рядом существующих проблем. Одной из них является противопоставление права народов на самоопределение принципу территориальной целостности. Такое противопоставление недопустимо. Указанные принципы не только не противоречат друг другу, но и должны находиться в определённой гармонии. Обращается внимание на необходимость нормативного закрепления в международном праве терминологического аппарата, форм самоопределения, механизмов и процедур, а также условий, критериев и требований признания их законными. Представляется, что решению этих вопросов способствовало бы принятие универсального международного правового акта, регулирующего процесс реализации народами права на самоопределение.
Ключевые слова:право на самоопределение, народ, нация, национальное меньшинство, автономия, суверенное государство, территориальная целостность, реализация.
|