|
В долгосрочном развитии российского рынка органической продукции приоритет должен быть отдан внутреннему потреблению. Это диктуется соображениями продовольственной безопасности и здорового питания. Несмотря на это экспорт органической продукции также надо поддерживать и развивать в целях укрепления позиций России на международном рынке продукции с высокой добавленной стоимостью, а также с точки зрения расширения внешних экономических контактов. Анализируются перспективы российского экспорта и импорта на мировом рынке органической продукции. Показано, что в современных условиях продолжающегося санкционного давления вектор экспорта целесообразно перенаправить на развивающиеся экономики. Рассматриваются возможности и ограничения торговли органической продукцией со странами ближнего зарубежья, а также со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Подчеркивается, что развитие экспорта и импорта должно опираться на соглашения о взаимном признании эквивалентности производства органической продукции. Следует также учитывать потенциал международных союзных организаций, в частности ЕАЭС, БРИКС и ШОС. Заключительная часть статьи посвящена оценке состояния логистической инфраструктуры в России и зарубежных странах, без которой невозможно обеспечение устойчивого развития внешней торговли и внутреннего рынка органической продукции.
Ключевые слова:органическая продукция, органическое сельское хозяйство, рынок органической продукции, экспорт, импорт, импортозависимость, санкционное давление, внешняя торговля, нормативно-правовое обеспечение, стратегия, розничная торговля органической продукцией, органические сельскохозяйственные угодья, базовый сценарий, сбор органических дикоросов, соглашения об эквивалентности, Индекс эффективности логистики, среднедушевое потребление.
|