|
Хозяйственно-правовые споры разрешаются судами. Необходимость обращения в такие суды наступает тогда, когда один из субъектов хозяйствования, между которыми возникают правоотношения, нарушает свое обязательство. Тогда и возникает хозяйственный спор, рассмотрение которого, как правило, завершается восстановлением нарушенного или оспариваемого права. Однако кроме судебного порядка существуют еще другие способы отстаивания своих интересов в хозяйственной сфере, так называемые внесудебные институты урегулирования споров. Сегодня основным видом досудебного урегулирования хозяйственных споров в правовом поле Российской Федерации является претензионное производство, как обязательное условие защиты прав потребителей в сфере туристических услуг. Претензионное производство можно рассматривать как промежуточную стадию между «мирными» переговорами и обращением в отдел защиты прав потребителей и суда, призванную помочь сторонам урегулировать взаимные претензии в досудебном порядке или как один из этапов перед обращением в суд. Фактически, довольно часто, это единственный адекватный способ получить денежную компенсацию из фирмы в сфере туристических услуг без длительных процедур и выплаты судебных издержек. Оформление в правовых нормах претензионного способа урегулирования хозяйственного спора дает уверенность в реальном воплощении защиты права, ведь правовое урегулирование альтернативного решения хозяйственного спора обязательно предусматривает правовые возможности принудительного исполнения решения, принятого по результатам внесудебного урегулирования спора. Это приобретает значимость при отказе обязанной стороны выполнять свои обязанности добровольно. Кроме этого, процедура принудительного исполнения предусматривает определенные временные расходы, что откладывает момент защиты права. Из числа урегулированных правом внесудебных способов наиболее удобным является претензионное урегулирование спора.
Ключевые слова:Туризм, право на отдых, туристические услуги, защита прав потребителей, претензионная деятельность, право на предъявление претензии, судебная практика
|