|
Цифровизация признается источником масштабных трансформаций современного общества, однако объем изменений, их содержание и последствия этих трансформаций являются неравномерными, как из-за цифрового разрыва между странами и социальными группами, так и из-за различной способности секторов общественной жизни абсорбировать новые технологии. В статье анализируются проблемы и возможности, которые связаны с использованием информационных технологий в сфере социальной работы. Потенциал применения цифровых технологий и сервисов в социальной работе очень широк и присутствует на различных уровнях социального взаимодействия: индивидуальном, организационном, институциональном. Большинство классов информационных технологий, включая сквозные технологии, являющиеся приоритетом в национальной программе РФ «Цифровая экономика», имеют потенциал и потребность применения в социальной работе. Однако реализация этого потенциала сопряжена с различными экономическими, политическими и социальными проблемами. В области социальных условий успешной цифровизации, две общие проблемы являются наиболее важными и актуальными как в общемировой практике, так и в России. Первая проблема связана с сопротивлением цифровизации ключевыми субъектами, в том числе социальными работниками, и в ее основе лежат не только психологические, но и профессиональные причины. Вторая проблема связана с отсутствием институциональных механизмов взаимодействия между секторами ИТ и социальной работы. Без решения двух вопросов реализация возможностей цифровизации для повышения качества социальных услуг будет невыполнимой.
Ключевые слова:социальная работа, цифровизация, информационные технологии, оказание социальных услуг, цифровые сервисы, люди с ограниченными возможностями здоровья
|