|
Главы муниципальных образований (МО) занимают особое место в системе власти, отвечая за работу местного самоуправления (МСУ). Они не являются муниципальными или государственными служащими и занимают свою должность в результате прямых или косвенных электоральных процедур. В статье показано, что для понимания условий компетентности глав МО целесообразно использовать несколько различных теоретических подходов. Теория человеческого капитала позволяет оценить общий уровень знаний и навыков, которыми обладают потенциальные кандидаты на должность, а также уровень образования жителей, выбирающих и оценивающих глав. Принципал-агентская теория позволяет выявить фундаментальные различия между разными моделями избрания глав МО, в том числе с точки зрения информационной асимметрии, влияющей на возможности контроля за их работой. Теория социального капитала обосновывает, что развитые социальные связи глав МО позволяют компенсировать дефицит специальных знаний, а социальный капитал местных сообществ позволяет привлекать и контролировать возможных претендентов. Теория политической культуры утверждает, что эффективное использование механизмов МСУ возможно только при соответствующих политических представлениях и установках жителей, однако их формирование невозможно без опыта участия в выборах и гражданском участии.
Ключевые слова:местное самоуправление, главы муниципальных образований, компетентность, человеческий капитал, социальный капитал, принципал-агентские отношения, политическая культура
|