|
Импортозамещение – это стратегический компонент концепции Единого плана по достижению целей национального развития с 2024 по 2030 гг., что определяет его правовое закрепление в федеральном законодательстве. Стратегические инициативы и программы федерального уровня, определенные Президентом России и Правительством России, реализуются в правовом и финансовом обеспечении национальных проектов, и институционально-значимой целью их достижения является импортозамещение. Именно импортозамещение оказывает существенное влияние на снижение зависимости от импорта, рост экспорта, разработку и использование отечественных прогрессивных технологий, открытие новых промышленных предприятий, финансовую поддержку малого и среднего бизнеса. В связи с актуальностью импортозамещения в статье проанализирован контент регулирующих нормативно-правовых актов, охарактеризованы источники его финансирования. Установлено, что нормы данного законодательства обеспечены финансовыми и организационными ресурсами государства, для этого применяются разные формы и методы, включая организацию Фонда развития промышленности на федеральном и региональных уровнях, разработку и финансирование системы национальных стандартов, крайне востребованных в настоящее время в промышленности, субсидирование научных и технологических проектов, создание паспортов проектов импортозамещенной продукции и утверждение их финансирования, введение национального режима для предприятий, производящих импортозамещенную продукцию и пр.
В процессе исследования посредством применения методов анализа, формально-юридического, сравнительно-правового, общенаучных методов выявлены особенности нормативного регулирования импортозамещения, начиная с 2014 г. по настоящее время, и установлено, что правовое обеспечение находится в процессе формирования и нуждается в уточнении и конкретизации, о чем свидетельствует обращение к правоприменительной практике и анализ ее специфики. Цель работы – сформулировать выводы и рекомендации относительно полноты и сформированности нормативно-правового регулирования импортозамещения. В частности, отмечено, что законодательство носит фрагментарный характер, а отдельного федерального закона по импортозамещению не существует, что создает правовые проблемы и актуализирует пробелы, преодоление которых в настоящее время возложено на систему правосудия.
Ключевые слова:импортозамещение, финансово-правовые основы импортозамещения, национальные проекты, Фонд развития промышленности, система национальных стандартов, национальный режим, инструментарий импортозамещения, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
|