Login

Журнал «Современная Наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-755-19-13

Статьи:
A+ R A-

Важность инновационного импортозамещения в условиях международных санкций против российской экономики

E-mail Печать

Е.В. Захарова,  (Доцент каф. внешнеэкономической деятельности и торгового дела СПбГТЭУ)

Серия «Экономика и Право» #  12  2014

В статье рассматривается вопрос развития отечественного производства в условиях международных санкций против российской экономики. Автор дает рекомендации по повышению конкурентоспособности предпринимательских структур с целью повышения экономической и национальной безопасности страны.

Ключевые слова: Импортозамещение, инновационное импортозамещение, санкции, внешнеэкономическая деятельность, экономика России, конкурентоспособность, техническое регулирование.

В  условиях санкций вопрос развития отечественного производства стоит очень остро. Обязательным условием замещения импортного продовольствия российским является конкурентоспособность последнего. В декабре 2013 года резкое падение курса рубля, приведшее к снижению импортных поставок и их удорожанию, стало отправной точкой в обсуждении Правительства РФ вопроса об импортозамещении как стратегии развития страны. Окончательно об ускорении замещения импорта на отечественную продукцию Правительство РФ объявило в марте 2014 года.

В частности, Министерством сельского хозяйства было подсчитано,  что программа импортозамещения основных продовольственных товаров  государству обойдется в 1 трлн. 20 млрд. руб. до 2020 года. Но, поскольку Россия как член ВТО имеет ограничения по поддержке АПК и к 2018 году уровень господдержки в рамках «желтой корзины» (субсидирование кредитов, субсидирование в растениеводство и животноводство) не должен превышать $4,4 млрд., то на поддержку сельского хозяйства решено было выделить 636 млрд. руб. Больше всего денег могут получить животноводы — на поддержку отрасли требуется более 250 млрд. руб. [1]

Понятия импортозамещение,  рост экономики и  повышение безопасности тесно связаны друг с другом. Под импортозамещением понимается   уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране такого же или аналогичного продукта [2], тогда как экономическая безопасность – это состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства.

При решении вопроса импортоза­мещения необходим комплексный подход, учитывающий уровень развития экономики, качество и конкурентоспособность отечественной продукции, уровень инновационного развития предприятий реального сектора экономики и другие факторы и особенности России. Критерием оценки процесса импортозамещения должно стать повышение уровня эко­номического и социального развития, степень реализации стратегии развития государства. Очевидно, что стабильное ресурсное обеспечение экономики в условиях глобализации является вопросом устойчивости внешнеторгового сальдо, и, как следствие, экономической, национальной безопасности страны.

Импортозамещение, способствуя эко­номическому росту, также  обеспечивает повышение конкурентоспособности оте­чественных товаров и услуг на внешних рынках при снижении роли ресурсодобывающих отраслей и ослаблении зависимости от поставок импортных товаров народного потребления [3].

Таким образом, импорто­замещение способствует обеспечению национальной и государственной безопасности РФ, достижению технологической независимости в критических областях, содействует формированию положительного сальдо внешнеторгового баланса, развитию малого и среднего предпринимательства.

Участие предприятий в государственной программе импортозамещения заключается, прежде всего, в решение задачи повышения конкурентоспособности производимой продукции – снижении её себестоимости при повышении качества, поиск новых направлений и форм её реализации.  Снижение зависимости от импортной продукции возможно за счет инноваций, а также стимулирования инвестиций в высокотехнологичные отрасли и создания новых производств. «Предполагается, что к 2020 году Россия может рассчитывать на снижение зависимости от импорта по разным  отраслям почти с 70-90 % до 50 %» [4].

Решение данного вопроса невозможно лишь усилиями представителей реального сектора  экономики. В задачу государства входит создание условий для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции.

Основу конкурентного преимущества международных компаний составляет своевременная реализация эффективных современных технических, производственных и управленческих решений. В настоящий момент в Российской Федерации существует более 1 млн. нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов, которые приводят к увеличению издержек, дублированию управленческих функций, формированию неоптимальной организационной структуры контроля деятельности предприятий. В условиях жесткой конкурентной борьбы необходимо использовать инструментарий технического регулирования в концепции инновационного развития страны с целью повышения конкурентоспособности и эффективности российской экономики.

Переход экономик стран-лидеров на шестой технологический уклад, технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике резко повышает роль технического регулирования в России, основу специализации которой на мировых рынках до сих пор составляет экспорт традиционных энергоресурсов. Развитие альтернативной энергетики, появление экономически эффективных технологий добычи углеводородов из нетрадиционных источников может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращению доходной части бюджета, снижению значимости России в мировом экономическом разделении труда.

В этих условиях возникает потребность корректировки роли технического регулирования в достижении цели эффективного импортозамещения, повышения экономической и национальной безопасности страны в целом.

Понятие технического регулирования в России фактически введено в обращение одним из важнейших документом ВТО — Соглашением по техническим барьерам в торговле — смысл которого заключается в ликвидации барьеров, препятствующих торговле между странами (статья 2, пункт 2.2). Подготовительная работа по вступлению России в ВТО предполагала гармонизацию стандартов и нормативных документов в соответствии с международными. Ряд ученых характеризуют техническое регулирование как деятельность по стандартизации, аккредитации, разработке и применению технических регламентов и оценки соответствия. Анализ процессов, связанных с повышением конкурентоспособности российский производителей товаров и услуг, свидетельствует о необходимости достижения оптимального соотношения рыночных механизмов и государственного регулирования.

В статье под техническим регулированием понимается совокупность подходов и механизмов, обеспечивающих эффективное государственное управление деятельностью предприятий по разработке и внедрению инноваций, гармонизации документов по стандартизации, регламентации производственного процесса, выпускаемой продукции в соответствии с международными нормами с целью повышения конкурентоспособности и безопасности российской экономики на мировом рынке товаров и услуг. Использование инструмента технического регулирования является необходимым условием повышения инновационной активности бизнес-структур.

Впервые инструментом эффективного сотрудничества государств стала система технического регулирования в Европейском сообществе. В начале 2000 года Российская Федерация с целью подготовки к интеграции в европейское единое экономическое пространство и реформирования системы аккредитации, сертификации, подтверждения соответствия продукции и услуг использовала опыт Евросоюза. С января 1993 года в Европейском Сообществе действует принцип свободного движения продукции [5]. Опыт Евросоюза говорит о том, что наличие различий в системе технического регулирования  приводит к ряду негативных последствий – увеличение затрат на производство продукции в связи с необходимостью удовлетворять международным нормам; увеличение расходов, вызванных различием процедур подтверждения соответствия продукции установленным стандартам.

Работа по гармонизации технических и производственных норм осуществляется в настоящее время странами-членами ЕС. На данный момент на территории ЕС действуют порядка двух тысяч директив «старого подхода», которые детально регламентируют требования по параметрам качества к продукции.

Реализация принципа свободного обращения товаров может быть осуществлена с помощью директив ЕС, гармонизирующих национальное законодательство по международным требованиям к производству продукции и услуг по критериям безопасности потребителей и персонала, обслуживающего производственную цепочку, энерго- и ресурсосбережение, охрана здоровья граждан и окружающей среды [6].

Проблема заключается в том, чтобы определить минимально необходимые межгосударственные нормативы и стандарты, так как выполнение этих требований ложится на плечи производителей и влечет за собой существенные материальные затраты. Например, одним из результатов подтверждения соответствия становится маркировка продукции знаком качества СЕ. Процедуры подтверждения соответствия претерпели некоторые изменения, произошло перераспределение ответственности между государством и производителем.

Специфика системы стандартизации в ЕС заключается в том, что в стандартах отражаются техническая специфика, отвечающая основным требованиям директив ЕС – безопасность и качество. Товар соответствует директиве в том случае, если соответствует гармонизированным стандартам, данное правило называется презумпцией стандартов.

Технического регулирование Европейского союза и России различается, необходимо гармонизировать не только документы, но и подходы с целью увеличения конкурентоспособности реального сектора российской экономики.

Воздействие государства на экономику, ориентированную на инновационное развитие, должно осуществляться посредством механизмов нетарифного и тарифного регулирования, включающих налоговые льготы, дотации, стандарты и нормативы. Техническое регулирование объединяет в себе оба механизма и формирует новый уровень общественно-производственных отношений.

Создание действительно конкурентоспособного продукта возможно только в случае ориентации предприятий сразу на внешний рынок, а не  только на внутренний. Курс на инновационное импортозамещение предполагает переход к производству высокотехнологичной и наукоемкой продукции с помощью повышения уровня развития производства, технологий, качества  продукции.

Решение стратегических задач инновационного развития может эффективно осуществляться при активной поддержке государства. Техническое регулирование является инструментом, способствующим координировать деятельность государства и предпринимательских структур с целью эффективного импортозамещения, повышения экономической и национальной безопасности страны, в условиях санкций.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Программа импортозамещения потребует 636 млрд рублей [Электронный  ресурс] — Режим доступа — URL: http://top.rbc.ru/economics/24/08/2014/944642.shtml (дата  обращения: 24.12.2014)

2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. – 479 с.

3. Половинкин В. Н.  . Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / В. Н. Половинкин, А. Б. Фомичев // Экспертный союз. –  № 12 (42). 

4. Запад  встревожен:  импортозамещение  в  России    это  как «принудительная коллективизация и борьба с космополитизмом». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nakanune.ru/articles/19204/ (дата обращения:18.11.2014)

5. Пономарева Т. Г. Посткризисное развитие экономических объединений и организаций в условиях глобализации: Монография. СПб.: Издательство политехнического университета, 2011. – С. 94-105.

6. Пономарева Е. В. Направления повышения эффективности национальной инновационной системы России на основе технического регулирования // Экономика и управление. – 2011. - № 12-2. – С. 162-166.


© Е.В. Захарова,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке.
© ООО "Научные технологии"

Серия - Экономика и Право

Выпуск 2018 05 Economics (page 1)

Выпуск 2018 05 Economics (page 2)

Выпуск 2018 04 Economics (page 1)

Выпуск 2018 04 Economics (page 2)

Выпуск 2018 03 Economics (page 1)

Выпуск 2018 03 Economics (page 2)

Выпуск 2018 02 Economics

Выпуск 2018 01 Economics

Выпуск 2017 12/2 Economics (page 1)

Выпуск 2017 12/2 Economics (page 2)

Выпуск 2017 12 Economics (page 1)

Выпуск 2017 12 Economics (page 2)

Выпуск 2017 11 Economics

Выпуск 2017 10 Economics

Выпуск 2017 09 Economics (page 1)

Выпуск 2017 09 Economics (page 2)

Выпуск 2017 08 Economics

Выпуск 2017 07 Economics

Выпуск 2017 06 Economics

Выпуск 2017 05 Economics (page 1)

Выпуск 2017 05 Economics (page 2)

Выпуск 2017 04 Economics (page 1)

Выпуск 2017 04 Economics (page 2)

Выпуск 2017 03 Economics

Выпуск 2017 02 Economics

Выпуск 2017 01 Economics

Выпуск 2016 12 Economics

Выпуск 2016 11 Economics (page 1)

Выпуск 2016 11 Economics (page 2)

Выпуск 2016 10 Economics

Выпуск 2016 09 Economics

Выпуск 2016 08 Economics

Выпуск 2016 07 Economics (page 1)

Выпуск 2016 07 Economics (page 2)

Выпуск 2016 06 Economics

Выпуск 2016 05 Economics (page 1)

Выпуск 2016 05 Economics (page 2)

Выпуск 2016 04 Economics

Выпуск 2016 03 Economics (page 1)

Выпуск 2016 03 Economics (page 2)

Выпуск 2016 02 Economics (page 1)

Выпуск 2016 02 Economics (page 2)

Выпуск 2016 01 Economics (page 1)

Выпуск 2016 01 Economics (page 2)

Выпуск 2015 11-12 Economics (page 1)

Выпуск 2015 11-12 Economics (page 2)

Выпуск 2015 09-10 Economics

Выпуск 2015 07-08 Economics

Выпуск 2015 05-06 Economics

Выпуск 2015 03-04 Economics

Выпуск 2015 01-02 Economics

Выпуск 2014 12 Economics

Выпуск 2014 11 Economics

Выпуск 2014 09-10 Economics

Выпуск 2014 07-08 Economics

Выпуск 2014 05-06 Economics

Выпуск 2014 03-04 Economics

Выпуск 2014 01-02 Economics

Выпуск 2013 12 Economics

Выпуск 2013 11 Economics (page 1)

Выпуск 2013 11 Economics (page 2)

Выпуск 2013 09-10 Economics

Выпуск 2013 07-08 Economics (page 1)