Login

Журнал «Современная Наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-755-19-13

Статьи:
A+ R A-

Особые экономические зоны в Российской Федерации

E-mail Печать

Т.В. Кириллова,  (К.э.н., доцент каф. внешнеэкономической деятельности и торгового дела СПбГТЭУ, Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет)

Серия «Экономика и Право» #  12  2014

В статье рассматриваются особые экономические зоны как механизм повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности государства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства. Изучаются проблемы, связанные с созданием инфраструктуры и функционированием особых экономических зон.

Ключевые слова: Особая экономическая зона, свободная таможенная зона, промышленно-производственная особая экономическая зона, портовая особая экономическая зона, резидент, инвестиции.

Oсобые экономические зоны (ОЭЗ) в мире рассматриваются как активное средство государственной политики, позволяющее придать импульс развития регионам и депрессивным территориям. Создание таких зон позволяет, во-первых, повысить уровень социально-экономического развития конкретного региона за счет привлечения иностранных инвестиций, развития экспортной базы и создания новых рабочих мест. Во-вторых, сформировать кластер промышленных предприятий, использующих передовые технологии производства товаров и услуг, новые методы управления и организации труда и обладающих высоким уровнем конкурентоспособности.

В соответствии с Международной конвенцией по упрощению и согласованию таможенных процедур (конвенция Киото) под свободной зоной понимается «часть территории государства, при ввозе на которую товары в отношении таможенных пошлин и сборов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории страны и не подлежат обычному таможенному контролю» [1]. Иными словами, на территории свободной зоны действует специальное законодательство, регулирующее вопросы, связанные со льготными внешнеторговым, таможенным,  и налоговым режимами.

В литературе используются следующие термины, связанные со свободными зонами: свободная экономическая зона, свободная (специальная) экономическая зона, свободная таможенная зона, особая экономическая зона [7]. По-нашему мнению, эти понятия близкие, ничем не отличающиеся друг от друга. Мы будем применять термин «особая экономическая зона» как термин, используемый в российском законодательстве.

Можно выделить два способа создания особых экономических зон, существующих в мире. Во-первых, территориальный, при котором на определенной территории действует льготный режим функционирования предприятий-резидентов. В Российской Федерации это особая экономическая зона в Калининградской области и создаваемая свободная экономическая зона в Крыму. За рубежом такие зоны созданы в пределах государств Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Кипр, Швейцария, государства Карибского бассейна и другие. Во-вторых, кластерный или точечный, при котором группе географически соседствующих взаимосвязанных компаний отдельной отрасли и связанных с ними организаций предоставлены определённые преимущества при соблюдении конкретных условий. Однако, несмотря на эти отличия функционирование особых экономических зон позволяет решить комплекс экономических, социальных и научно-технических задач.

С экономических позиций достигаются следующие преимущества:

  • привлекается отечественный и иностранный капитал благодаря специальным льготным экономическим механизмам, законодательной базе и упрощению организационных процедур;
  • используется международное географическое разделение труда, позволяющее создать импортозамещающее производство и расширить экспорт готовой продукции;
  • расширяются и укрепляются внешнеэкономические связи за счет использования фирмами-резидентами ОЭЗ различных видов внешнеэкономической деятельности;
  • увеличиваются объемы валютных поступлений в бюджет страны и отдельных регионов.

В социальной сфере:

  • ускорение развития депрессивных регионов за счет концентрации в пределах ОЭЗ национальных ресурсов;
  • создание новых рабочих мест, в том числе для высококвалифицированного персонала, снижение уровня безработицы в регионе;
  • повышение доли высококвалифицированных работников благодаря внедрению на практике мирового опыта в сфере управления, организации, финансов;
  • удовлетворение потребностей населения в высококачественных товарах народного потребления и насыщение внутреннего рынка.

Решение научно-технических задач:

  • привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;
  • внедрение инновационных производственных и технологических процессов;
  • привлечение зарубежных ученых и специалистов;
  • повышение эффективности использования инфраструктуры и мощностей производственных кластеров.

Несмотря на многообразие терминологии и различия действующих в мире особых экономических зон, можно выделить следующие характерные черты, присущие каждой ОЭЗ:

1. Локальность территории, на которой создается ОЭЗ. Размеры территории колеблются от десяти кв. км для зон технико-внедренческого типа до десятка тысяч кв. км для туристско-рекреационных ОЭЗ. На территории ОЭЗ запрещено проживание населения. Обязательным условием является таможенное обустройство границы.

 2. Наличие обособленной системы органов управления ОЭЗ. В 2006 году была создана государственная управляющая компания ОАО «Особые экономические зоны», в ведении которой находятся 18 действующих в Российской Федерации ОЭЗ, в том числе: 6 промышленно-производственных (ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Тольятти», ОЭЗ «Моглино», ОЭЗ "Титановая Долина", ОЭЗ "Людиново"); 5 инновационно-технологических (ОЭЗ «Зеленоград», ОЭЗ «Дубна», ОЭЗ «Санкт-Петербург», ОЭЗ «Томск», ОЭЗ "Иннополис"); 4 туристско-рекреационных ОЭЗ (ОЭЗ «Алтайская Долина», ОЭЗ  «Байкальская гавань», ОЭЗ  «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ «Ворота Байкала»); 2 портово-логистических  (ОЭЗ «Ульяновск-Восточный», ОЭЗ «Советская гавань»).[5] ОАО «Особые экономические зоны» является самым крупным игроком на рынке, но не монополистом. Например, управление ОЭЗ «Титановая долина» осуществляет самостоятельная Управляющая компания, находящаяся в подчинении правительства Свердловской области. Оператором развития туристско-рекреационной ОЭЗ является ОАО «Курорты Северного Кавказа», главным акционером которого является государство. Помимо управляющей компании для обустройства и обеспечения деятельности ОЭЗ создается свой орган управления – администрация ОЭЗ.

3. Действие на территории ОЭЗ особого, более льготного правового и финансово-экономического режима по сравнению с законодательными и хозяйственными условиями, действующими в стране. Такой льготный режим привлекает на территорию ОЭЗ предпринимателей из близлежащих и удаленных территорий.

По виду деятельности, преобладающему на территории ОЭЗ, выделяются следующие типы ОЭЗ:

1. Торгово-складские, зоны свободной торговли, свободные порты, транзитные зоны, зоны беспошлинной торговли и таможенные склады на отдельных предприятиях. Их деятельность основывается на полной или частичной отмене таможенных пошлин и смягчении таможенного контроля за экспортно-импортными потоками товаров, поступающих на зону.

Предприятия на территории таких зон имеют право заниматься выставочной деятельностью, организовывать торги и предоставлять банковские и страховые услуги без уплаты торговых пошлин, а также налога на добавленную стоимость в случае достаточной переработки товара. Критериями достаточной переработки являются, во-первых, изменение товарной позиции на уровне любого из первых четырех знаков кода ЕТН ВЭД ТС. Во-вторых, выполнение сложных производственных или технологических операций. В-третьих, величина добавленной стоимости переработанного товара должна составлять не менее 20%, а для электроники и сложной бытовой техники – не менее 15%.

На территории свободных портов, помимо приема, хранения, переработки товаров, осуществляется погрузка, разгрузка, перегрузка товаров. Могут размещаться склады товарных бирж, а также осуществляться ремонт и обслуживание судов.

2. Экспортно-промышленные зоны (ЭПЗ) прежде всего ориентированы на выпуск продукции, предназначенной для экспорта, и импортозамещающей продукции. Создаются с целью привлечения зарубежных инвестиций в экспортные производства.  ЭПЗ отличаются тем, что помимо применения льготного торгового и таможенного режимов на их территории осуществляется льготное финансирование и льготный налоговый режимы. Величина налоговых льгот на территории ЭПЗ зависит от объема иностранной валюты, технического уровня используемого оборудования и количества созданных рабочих мест. Резиденты получают возможность льготного кредитования.

Для привлечения иностранного капитала в ЭПЗ часто практикуется снижение арендной платы на землю, основные фонды. Преимуществом также является право ускоренной амортизации основных фондов, благодаря этому полная стоимость производственного оборудования списывается полностью уже в первые два-три года работы предприятия.

Оборудование, машины, сырье и компоненты, ввозимые для организации производства, полностью освобождаются от ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

3. Научно-технологические зоны, технико-внедренческие зоны, технологические центры, в которых концентрируются национальные и зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, пользующихся системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшую популярность зоны такого типа приобрели в США, Японии и Китае. В США такие зоны называются технологическими парками (технопарками), в Японии – технополисами, в Китае – зонами развития новой и высокой технологии. Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силиконовая долина» производит более 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. Всего в США более 80 подобных зон [8].

 На территории таких зон объединяются современные наукоемкие предприятия, которые занимаются созданием научно-технической продукции, доведением её до промышленного применения, в том числе изготовлением, испытанием и реализацией опытных партий, а также созданием программных продуктов, оказанием услуг по их внедрению и обслуживанию.

4. Портово-логистические зоны создаются в непосредственной близости от основных транспортных магистралей на территории морских и речных портов и аэропортов. Они снижают транспортные затраты, заложенные в себестоимость продукции, повышают эффективность использования транзитного потенциала страны, увеличивают пропускную способность объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, портово-логистические зоны могут служить площадкой для выполнения судостроительных и судоремонтных работ, для технического обслуживания и переоборудования воздушных судов, а также выполнять функции логистического терминала.

История существования особых экономических зон в Российской Федерации насчитывает почти четверть века. Вначале процесс их создания и функционирования проходил довольно сложно и бессистемно до того момента, как в 2005 году был принят Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Была сформирована единая правовая основа создания и функционирования таких зон на территории Российской Федерации, сформулированы принципы взаимодействия власти и бизнеса на территории ОЭЗ. В соответствии с 116-ФЗ особая экономическая зона – это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Первоначально в соответствии с 116-ФЗ предусматривалось создание трех типов ОЭЗ: промышленно-производственных, технико-внедренческих и туристско-рекреационных. В 2007 году в федеральный закон были внесены поправки, связанные с созданием еще одного типа ОЭЗ – портовых. Предназначением последних стало развитие отечественного портового хозяйства и портовых услуг, способных конкурировать с зарубежными портами.

В мировой практике распространены зоны, в которых сочетаются функции зон нескольких типов. Их называют комплексными зонами. В соответствии с 116-ФЗ такие типы зон могут быть образованы в результате объединения нескольких зон одного или разных типов в кластер. В законе определено понятие «кластер -  совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией» [2].

«Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза» в практику было введено понятие логистической свободной экономической зоны, которая создается на части территории страны-участницы Таможенного союза, прилегающей к автомобильному и (или) железнодорожному пункту пропуска через государственную или таможенную границу [4].

На территории ОЭЗ действует таможенная процедура «свободная таможенная зона», которая в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза предусматривает размещение и использование товаров без уплаты таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования. Под указанную процедуру могут помещаться как иностранные товары, так и товары Таможенного союза [6].

При этом иностранные товары размещаются и используются в ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

Товары Таможенного союза размещаются и используются на территории ОЭЗ на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенной процедурой экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

С 2006 года по 2012 год в особые экономические зоны России пришло более 340 инвесторов из 23 стран мира. Среди них выделяются такие транснациональные компании как Yokohama, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, 3M, General Motors, Nokia Siemens Networks, Ford и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций – более 400 миллиардов рублей или около $ 13 миллиардов[9].

Наиболее динамично в Российской Федерации происходит развитие ОЭЗ промышленно-производственного типа именно в тех регионах, где для резидентов предоставлены самые благоприятные организационно-правовые, налоговые условия и осуществляется финансирование проектов из федерального и регионального бюджетов.

Таблица 1. Основные параметры особых экономических зон промышленно-производственного типа в Российской Федерации [11]

Название

Регион

Инвестиции

в млн. руб.

Площадь, га

Свободные участки, га

Количество резидентов

план

факт

ОЭЗ «Липецк»

Липецкая область

17 789

7 533

1 024

Более  400

23

ОЭЗ «Алабуга»

Республика Татарстан

83 211

16 439

2 000

Более 1 000

42

ОЭЗ «Моглино»

Псковская область

28 881

-

215

Более 180

1

ОЭЗ «Тольятти»

Самарская область

13 600

2 251

660

382

17

ОЭЗ «Титановая долина»

Свердловская область

-

-

721

-

5

Первое место по количеству привлеченных инвесторов и по объему инвестиций занимает ОЭЗ «Алабуга» с рекордным объемом частных инвестиций в 58 млрд. рублей [11]. На сегодняшний день на предприятиях-резидентах ОЭЗ «Алабуга» создано более 4200 рабочих мест. Для инвесторов этой зоны установлена самая низкая стоимость аренды земельных участков, которая составляет 2% от кадастровой стоимости. Надо заметить, что только в трех ОЭЗ условия приобретения земельных участков являются прозрачными, информация о которых размещена на официальных сайтах: ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Тольятти».

Несмотря на одинаковые условия инвестирования и налогообложения во всех ОЭЗ, на территориях отдельных ОЭЗ отсутствует развитая инфраструктура. Минимальными необходимыми условиями для привлекательности ОЭЗ с точки зрения инвесторов являются:

  • наличие строящихся или готовых к подключению инженерно-технических коммуникаций;
  • обеспечение энергетическими ресурсами;
  • предоставление логистических и транспортных услуг;
  • выгодное территориальное расположение ОЭЗ;
  • наличие в регионе свободной рабочей силы;
  • наличие образовательных центров для подготовки кадров;
  • предоставление в аренду офисных помещений и производственных площадей;
  • предоставление широкого комплекса IT-инфраструктуры и информационных услуг;
  • организационные, правовые и налоговые льготы;
  • предоставление услуг в режиме «одного окна», в котором задействованы федеральные и региональные органы исполнительной власти.

При наличии указанных минимальных требований потенциальный резидент ОЭЗ осуществляет свой выбор, рассматривая дополнительные конкурентные преимущества:

  • качество и уровень поддержки проекта ОЭЗ на всех уровнях власти;
  • объемы и график финансирования инфраструктуры проекта;
  • профессионализм управляющей компании;
  • уровень поддержки управляющей компанией строительных и проектных услуг и их сопровождение.

Большей части перечисленных условий соответствуют следующие промышленно-производственные ОЭЗ: ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Тольятти». Но наиболее привлекательной из них является ОЭЗ «Алабуга», как имеющая оптимальное соотношение: минимальные цены на аренду и продажу земельных участков и максимальный ассортимент услуг и льгот для потенциального резидента ОЭЗ [12]. Указанный тезис подтверждает тот факт, что ОЭЗ «Алабуга» является ведущей ОЭЗ в России по масштабу и количеству функционирующих на её территории производственных предприятий.

Процесс создания ОЭЗ в России продолжается. В Крыму и Севастополе сроком на 25 лет создаётся свободная экономическая зона (СЭЗ) [10]. Федеральным законом 377-ФЗ от 29.11.2014 г. «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» устанавливается особый правовой режим и регулируются отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования СЭЗ в Республике Крым и Севастополе [3].

В соответствии с 378-ФЗ от 29.11.2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты   Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» для участников СЭЗ устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% в течение 10 лет с момента получения ими статуса резидента СЭЗ.

Федеральным законом 379-ФЗ от 29.11.2014 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» для предприятий-резидентов СЭЗ устанавливается 0% налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет в течение 10 лет, начиная с периода, в котором впервые получена прибыль от реализации товаров, работ, услуг. В то же время налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, устанавливается в пониженном размере и не может превышать 13,5%.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих упрощенный режим налогообложения, введены двухлетние налоговые каникулы.

Для развития портов Крымского полуострова в законе предусмотрены следующие нововведения. Во-первых, расширены возможности по включению судов в Международный морской регистр Российской Федерации. Во-вторых, предусмотрен особый порядок контроля и проведения контрольных и надзорных процедур в портах Крыма, что позволит вывести на международный уровень привлекательность этих портов. В-третьих, учреждение Международного реестра судов Морского агентства Крыма «Удобный флаг» позволит получить зарегистрированным в реестре судам дополнительные льготы: освобождение от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, при перемещении грузов между российскими портами и при продаже построенных морских судов, а также предоставление льгот при расчете налога на прибыль и суммы страховых взносов.

В морских портах Крымского полуострова, как в любой портовой ОЭЗ, может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны, привлекательность которой заключается в возможности создания на территории порта сборочных или перерабатывающих производственных предприятий.

Для привлечения иностранных туристов на полуостров Крым предусматривается возможность оформления виз непосредственно в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации на основании полученных приглашений, а при отсутствии таких приглашений туристам будет выдаваться одноразовая туристическая виза сроком на 30 дней. Такой упрощенный порядок оформления виз несомненно привлечет большое количество иностранных туристов, желающих познакомиться с природными, культурными и историческими достопримечательностями Крыма.

Несомненно, резиденты создаваемой СЭЗ в Крыму столкнутся с проблемой неразвитости инфраструктуры с минимальным набором предоставляемых услуг. Но эти недостатки компенсируются большим количеством предоставляемых льгот и созданием благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности в данном регионе.

Радужные перспективы от создания СЭЗ в Крыму нивелируются введением 19 декабря 2014 года Евросоюзом санкций в отношении Крыма и Севастополя. В соответствии с перечнем ограничительных мер европейским компаниям запрещены сделки в сфере недвижимости на полуострове, предоставление технологий и инвестиций, которые могут быть использованы в сферах энергетики, телекоммуникаций, транспорта, в сфере добычи нефти, газа и минеральных ресурсов. Европейским туристическим компаниям запрещено предлагать туристические услуги в Крыму, а круизные суда не смогут заходить в порты полуострова [14].

Кроме того, Европейский союз утвердил перечень крымских товаров, запрещенных к торговле, который включает более 250 позиций. Запрещен импорт в ЕС всех видов минеральных полезных ископаемых, их производных, промышленной продукции для добычи полезных ископаемых. В свою очередь санкции Евросоюза могут коснуться дилерских центров BMW, Audi, Renault, Peugeot Citroen и Volkswagen Group, находящихся на полуострове. На них может распространиться запрет на поставки транспорта и произойдет закрытие всех дилерских центров, продающих в Крыму автомобильные бренды. Необходимые для обновления энергетики Крыма газовые турбины средней и большой мощности до введения санкций поставляли предприятия с европейскими и американскими акционерами. В настоящее время эту нишу смогут занять ООО «Русские газовые турбины» в Рыбинске и ООО «Сименс технологии газовых турбин» - завод по производству газовых турбин средней и большой мощности, запускаемый в 2015 году в Ленинградской области[15].

По-нашему мнению, несмотря на существующие и возможные в будущем санкции ЕС в отношении Крыма и Севастополя, затрудняющие реализацию описанных перспектив, создание свободной экономической зоны на полуострове придаст ощутимый импульс развитию экономики данного региона [16]. Можно предположить, что экономический эффект от создания СЭЗ в Крыму будет долгосрочным и его можно будет наблюдать не менее чем через 10-15 лет.

Особые экономические зоны во всем мире – это эффективный инструмент экономического развития страны в целом и отдельных регионов, и отраслей народного хозяйства. Создание различных типов особых экономических зон связано с попыткой государства решить широкий спектр разноплановых задач. Промышленно-производственные ОЭЗ призваны создать кластеры промышленных предприятий, ориентированных на использование передового мирового опыта и новых технологий. Технико-внедренческие ОЭЗ являются интеллектуальными научными лабораториями. Предназначение туристско-рекреационных зон заключается в выведении нашей страны на мировой рынок туристических услуг. Назначение портовых зон – создание рынка конкурентоспособных портовых услуг. Рассчитывать на получение экономического эффекта от создания ОЭЗ можно только в перспективе, через 3-5 лет. Успех от проекта создания ОЭЗ зависит как от самих инвесторов-резидентов, так и от состояния экономики России.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Заключена в г. Киото 18 мая 1973 г. Приложение F1 «О свободных зонах». Режим доступа: http://law.rufox.ru/view/21/1901082.htm (Дата обращения 19.12.2014)

2. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от: 3 июня, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 25 декабря 2009 г., 1, 18 июля, 7, 28, 30 ноября, 3, 6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 4 марта, 23 июля 2013 г., 23 июня 2014 г.
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12141177/1/#block_100 (Дата обращения 19.12.2014)

3. Федеральный закон 377-ФЗ от 29.11.2014г. «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Режим доступа: Сайт правовой информации http://pravo.gov.ru (Дата обращения 19.12.2014)

4. Постановление правительства РФ от 17.06.2010 г. № 447 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и Соглашения о свободных складах и таможенной процедуре таможенного склада» Режим доступа: Сайт правовой информации http://pravo.gov.ru (Дата обращения 19.12.2014)

5. Дюмулен И. Н. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2011. – 518 с.

6. Кириллова Т. В. Таможенные процедуры: особенности и практика применения // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики, № 12, 2013 г., с. 85-88.

7. Павлов П. В. Особые экономические зоны как механизм эффективного развития международной инвестиционной и инновационной деятельности // NB: Международные отношения. — 2013. - № 1. - С.51-144. DOI: 10.7256/2306-4226.2013.1.638.  Режим доступа: URL: http://e-notabene.ru/wi/article_638.html

8. Приходько С. В., Воловик Н. П. Особые экономические зоны. Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований. М.: ИЭПП, 2007. – 268 с.

9. Россия. Особые экономические зоны [Электронный ресурс] http://www.russez.ru/faq/ (Дата обращения 18.12.2014)

10. В Крыму и Севастополе создана свободная экономическая зона [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2014/11/30/krim-site-anons.html (Дата обращения 24.12.2014)

11. Обзор особых экономических зон России промышленно-производственного типа май 2014 [Электронный ресурс] http://hubprom.ru/analytics/articles/1488 (Дата обращения 24.12.2014)

12. Как потенциальному резиденту правильно выбрать особую экономическую зону в России [Электронный ресурс] http://hubprom.ru/analytics/articles/1487 (Дата обращения 24.12.2014)

13. Лапин А.Е., Коробейникова А.В. Формирование и правовое регулирование портовых особых экономических зон // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование, № 5, том 4, 2011.  http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-pravovoe-regulirovanie-portovyh-osobyh-ekonomicheskih-zon [Электронный ресурс] (Дата обращения 24.12.2014)

14. Чем обернутся санкции ЕС в отношении Крыма http://www.szona.org/chem-obernutsya-sanktsii-es-v-otnoshenii-kryma/ [Электронный ресурс] (Дата обращения 05.01.2015)

15. ЕС перекрыл дорогу в Крым для европейских товаров и инвестиций http://www.kommersant.ru/doc/2636163 [Электронный ресурс] (Дата обращения 05.01.2015)

16. Курбанов А. Х., Пахомов В. И., Плотников В. А. Интеграция экономики Крыма в российскую экономическую систему: состояние и перспективы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2014. - № 4. – С. 29-37.


© Т.В. Кириллова,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке.
© ООО "Научные технологии"

Серия - Экономика и Право

Выпуск 2018 05 Economics (page 1)

Выпуск 2018 05 Economics (page 2)

Выпуск 2018 04 Economics (page 1)

Выпуск 2018 04 Economics (page 2)

Выпуск 2018 03 Economics (page 1)

Выпуск 2018 03 Economics (page 2)

Выпуск 2018 02 Economics

Выпуск 2018 01 Economics

Выпуск 2017 12/2 Economics (page 1)

Выпуск 2017 12/2 Economics (page 2)

Выпуск 2017 12 Economics (page 1)

Выпуск 2017 12 Economics (page 2)

Выпуск 2017 11 Economics

Выпуск 2017 10 Economics

Выпуск 2017 09 Economics (page 1)

Выпуск 2017 09 Economics (page 2)

Выпуск 2017 08 Economics

Выпуск 2017 07 Economics

Выпуск 2017 06 Economics

Выпуск 2017 05 Economics (page 1)

Выпуск 2017 05 Economics (page 2)

Выпуск 2017 04 Economics (page 1)

Выпуск 2017 04 Economics (page 2)

Выпуск 2017 03 Economics

Выпуск 2017 02 Economics

Выпуск 2017 01 Economics

Выпуск 2016 12 Economics

Выпуск 2016 11 Economics (page 1)

Выпуск 2016 11 Economics (page 2)

Выпуск 2016 10 Economics

Выпуск 2016 09 Economics

Выпуск 2016 08 Economics

Выпуск 2016 07 Economics (page 1)

Выпуск 2016 07 Economics (page 2)

Выпуск 2016 06 Economics

Выпуск 2016 05 Economics (page 1)

Выпуск 2016 05 Economics (page 2)

Выпуск 2016 04 Economics

Выпуск 2016 03 Economics (page 1)

Выпуск 2016 03 Economics (page 2)

Выпуск 2016 02 Economics (page 1)

Выпуск 2016 02 Economics (page 2)

Выпуск 2016 01 Economics (page 1)

Выпуск 2016 01 Economics (page 2)

Выпуск 2015 11-12 Economics (page 1)

Выпуск 2015 11-12 Economics (page 2)

Выпуск 2015 09-10 Economics

Выпуск 2015 07-08 Economics

Выпуск 2015 05-06 Economics

Выпуск 2015 03-04 Economics

Выпуск 2015 01-02 Economics

Выпуск 2014 12 Economics

Выпуск 2014 11 Economics

Выпуск 2014 09-10 Economics

Выпуск 2014 07-08 Economics

Выпуск 2014 05-06 Economics

Выпуск 2014 03-04 Economics

Выпуск 2014 01-02 Economics

Выпуск 2013 12 Economics

Выпуск 2013 11 Economics (page 1)

Выпуск 2013 11 Economics (page 2)

Выпуск 2013 09-10 Economics

Выпуск 2013 07-08 Economics (page 1)