Login

Журнал «Современная Наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-755-19-13

Статьи:
A+ R A-

Развитие малого и среднего предпринимательства города Санкт-Петербурга

E-mail Печать

М.В. Майер,  (Ассистент каф. Внешнеэкономической деятельности и торгового дела ФГБОУ ВПО СПбГТЭУ)

Серия «Экономика и Право» #  12  2014

В данной статье рассматривается актуальные направления развития малого и среднего бизнеса Выборгского района Санкт-Петербурга. Поддержка данного вида бизнеса городом, и ее реализация на деле. Представлены положительные примеры взаимодействия среднего предпринимательства и государственных органов.

Ключевые слова: Малый бизнес, общественные организации, поддержка бизнеса, развитие предпринимательства, налоговая политика.

В  непростых условиях постоянно меняющейся финансово-экономической конъюнктуры вопросы развития предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего предпринимательства (МСП), устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка МСП становятся одним из приоритетов в работе органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, поскольку ключевая роль этого сектора – обеспечение занятости населения и инновационного развития экономики [2, 4]. Следует подчеркнуть важность использования всех форм и методов поддержки МСП, включая вопросы налоговой политики и снижения административного давления.

Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса является важнейшим направлением государственной политики. В   соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ, а также Законом Санкт-Петербурга «О развитии малого и среднего  предпринимательства в Санкт-Петербурге» от 02.04.08 №194-32 действия органов государственной власти должны быть направлены на решение этой задачи. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге осуществляется в следующих формах:

  • финансовая поддержка;
  • имущественная поддержка;
  • информационная поддержка;
  • консультационная поддержка;
  • правовая поддержка;
  • поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере молодежного предпринимательства;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в социальной сфере;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере строительства [3].

При этом на сегодняшний день существует целый ряд вопросов в сфере развития МСП, на решении которых необходимо сосредоточить усилия:

  • совершенствование законодательного обеспечения  (в том числе стабилизация налогового законодательства) развития МСП;
  • снижение административных барьеров;
  • развитие эффективной инфраструктуры поддержки МСП;
  • реализация антикризисных мер, предпринимаемых на региональном и муниципальном уровне;
  • механизмы мониторинга и обратной связи по реализации мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
  • разработка и внедрение программ подготовки квалифицированных кадров для МСП.

По данным Росстата, на 1 октября 2014 года в Выборгском районе насчитывалось более 22-х тысяч малых предприятия,  из них 20 тысяч микро-предприятий с численностью работающих до 15 человек.  Это более 8% всех малых предприятий Санкт-Петербурга [7].

За год количество малых предприятий увеличилось на 742. Большую часть – 9,5 тысяч  предприятий  или 42,5% - от общего количества составляют предприятия торговли; более 20% занимаются операциями с недвижимым имуществом; почти 12 %  работают в строительстве; более 9% приходится на обрабатывающие производства и более 7% занимают транспорт и связь.  На все остальные отрасли деятельности приходится менее 10 % от общего количества малых предприятий района [7].

При этом самый большой количественный рост в этом году  в отрасли строительства - увеличение на 216 предприятий, и в сфере операций с недвижимым имуществом - увеличение на 180 предприятий.

Также на 1 октября 2014 года в районе зарегистрировано 9 637 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Это примерно 9% от общего количества индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Санкт-Петербурге.

В  прошлом году произошло уменьшение численности индивидуальных предпринимателей на 430 человек. Причиной  снижения послужило влияние неблагоприятных факторов, самым существенным из которых было увеличение суммы страховых выплат единого социального налога.

В этом году благодаря принятым Правительством Российской Федерации поправкам в законодательстве, а также комплексным мерам предпринятым Правительством Санкт-Петербурга ситуацию удалось изменить.

Как следствие - по сравнению с предыдущим годом количество индивидуальных предпринимателей в районе вновь увеличилось на 341 с начала года [7].

Одной из основных целей государственной политики является оказание содействия субъектам малого и среднего  предпринимательства в продвижении производимых ими товаров, работ и  услуг. Решение этой проблемы имеет очень большое значение, поскольку товарам мелких производителей очень сложно пробиться в торговые сети (в силу несоответствия возможностей этих производителей запросам торговых сетей), организация собственных систем сбыта затруднена из-за нехватки ресурсов у этих производителей, а сбыт через мелкие сторонние розничные точки не всегда удобен из-за больших затрат на доставку (а сами эти точки не всегда заинтересованы в эффективном продвижении таких товаров). В силу это производители, даже наладив выпуск продукции, сталкиваются с большими проблемами в области ее продвижения и сбыта [6].

Постоянной площадкой для проведения разнообразных выставок и ярмарок продукции малого бизнеса в районе является Культурно-выставочный центр «Евразия». Одним из перспективных и долгосрочных проектов Центра является программа продвижения продукции малого предпринимательства через конгрессно-выставочную деятельность.

Также по адресу Выборгское шоссе, 212, размещается  крупнейшая в городе мелкооптовая и розничная площадка «Центр фермерской торговли «Озерки», на территории которой проводятся ярмарки  по продаже сельскохозяйственной и фермерской продукции.

В конце года делегация района традиционно участвует в ежегодном  Форуме малого предпринимательства Санкт-Петербурга в «ЛЕНЭКСПО».    В рамках Форума также проводится выставка продукции предприятий малого бизнеса.

В прошлом году выставочная экспозиция Выборгского района была удостоена специального диплома «За концептуальные решения выставочного стенда».

Ежегодно под эгидой Общественного совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга в районе проводится День предпринимателя.

В этом году, 23 апреля День предпринимателя проводился на площадке малого производственного предприятия «Гуров и К» [1].

Мероприятие  проходило в формате встречи-беседы школьников с предпринимателями района и последующей экскурсией по современному стекольно-зеркальному производству предприятия. Это  очень хороший стимул и наглядный пример для будущих поколений предпринимателей.

Кроме того, предприниматели района принимают активное участие в ежегодном конкурсе «Лучший предприниматель Санкт-Петербурга».

В этом году на городском этапе конкурса наш район представляли 4 малых предприятия. Победителем в номинации «Услуги» стала генеральный директор ООО «Чистые вещи» Ирина Ярошева.

21 июля в районе при участии руководства Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка проходил визит уполномоченного по правам предпринимателей Санкт-Петербурга.

В ходе визита состоялось посещение торговых и промышленных предприятий малого и среднего бизнеса.

В завершении рабочей поездки проведена встреча с предпринимателями, в ходе которой обсуждались вопросы включения торговых объектов в Схему размещения, упрощения порядка размещения информационно-рекламных вывесок на фасадах зданий, продления аренды земельного участка под размещение охраняемой автостоянки, перспективы создания технопарков для производственных предприятий. С целью решения рассмотренных вопросов в Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка созданы соответствующие рабочие группы [1].

С 2005 года при администрации Выборгского района действует Общественный совет по малому предпринимательству.

Основной задачей Совета является содействие малым предприятиям района, создание эффективной площадки для решения насущных проблем стоящих перед малым бизнесом и оказание информационной поддержки предпринимателям.

В 2014 году состоялось 3 заседания Совета, на которых рассматривались актуальные вопросы  развития предпринимательства в Выборгском районе.

Одним из постоянных направлений работы Общественного совета  является организация бесплатных семинаров для предпринимателей района.

Кроме того, с целью информирования предпринимателей на официальном сайте администрации Выборгского района размещена ссылка на сайт «Центра развития и поддержки предпринимательства»,  содержащий информацию о городских программах поддержки и развития предпринимательства, семинарах и мероприятиях проводимых Комитетом предпринимательства и потребительского рынка.

Так в 2014 году в рамках городских специальных программ поддержки малого и среднего бизнеса предприятиям района из городского бюджета выделено около 15 млн. рублей [9].

В администрации на постоянной основе работают общественная приемная и «горячая линия» для предпринимателей. В приемной можно получить консультации по различным вопросам, обратиться за помощью в проблемных ситуациях.

С начала 2014 года в приемную поступило 124 обращения от предпринимателей. В основном предприниматели обращаются в приемную не с жалобами, а за получением тех или иных консультаций.

Чаще всего это вопросы открытия собственного бизнеса, информация о городских специальных программах поддержки малого предпринимательства и возможность участия в городских и районных мероприятиях для предпринимателей.

В рамках создания благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, администрацией проводятся мероприятия по ликвидации незаконно установленных объектов сферы потребительского рынка, создающих нездоровую конкуренцию законопослушным представителям малого бизнеса.

Ежедневно осуществляется  мониторинг территории района на предмет выявления незаконно установленных объектов сферы потребительского рынка, оказывается постоянное содействие «Центру повышения эффективности использования государственного имущества» при проведении мероприятий по освобождению земельных участков от незаконно установленных объектов.

Так, в  2014 году  на территории района освобождено от незаконных пользователей 132 земельных участка [1].

В целях поддержки предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего бизнеса распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка  утверждена новая схема размещения нестационарных торговых объектов.

В данную схему также вошли  земельные участки, ранее включенные в адресную программу, имеющие действующие договора аренды, в том числе открытые автостоянки, а также земельные участки для размещения летних кафе.

 Задача поддержки отечественного бизнеса особенно остро стоит в современных условиях, когда на нашу страну наложены экономические санкции, у малого и среднего бизнеса ограничен доступ к внешнему финансированию, резкий рост курса доллара существенно ограничил возможности как предприятий, так и населения в области приобретения продукции, произведенной за рубежом, а ответные продовольственные санкции привели к необходимости существенного пересмотра ассортимента для ряда предприятий.

В  этой связи наиболее актуальны вопросы создания благоприятного инвестиционного климата, повышения конкурентоспособности отечественных товаров и развитие импортозамещающих производств.

Также одним из направлений поддержки МСП является некоммерческие организации. Одним из таких бизнес-объединений является Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» [8].

ОПОРА РОССИИ с 2002 года объединяет широкий круг представителей малого и среднего бизнеса на территории всей страны; имеет региональные отделения в 81 субъекте Российской Федерации, объединяет более 370 000 предпринимателей. Сфера деятельности: внешнеэкономическая деятельность и таможенная политика, развитие экспорта и повышение конкурентоспособности, вопросы миграционной политики, кураторство региональных отделений ОПОРЫ РОССИИ в Северо-Западном федеральном округе. Приоритеты  данной организации – это экспертное мнение по вопросам, относящимся к ведению бизнеса, обсуждение проблем и предложений с властью всех уровней в форме открытого конструктивного диалога [8].

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» входит в государственные совещательные и экспертные структуры и сотрудничает в иных формах со многими государственными органами, среди которых:

  • Правительство Российской Федерации;
  • Министерство экономического развития Российской Федерации;
  • Министерство образования и науки Российской Федерации;
  • Министерство Внутренних Дел Российской Федерации;
  • Министерство юстиции Российской Федерации;
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  • Федеральная налоговая служба Российской Федерации;
  • Государственная Дума Российской Федерации;
  • Генеральная прокуратура Российской Федерации;
  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и др.

Внимание ОПОРЫ РОССИИ и всего бизнес сообщества сегодня, впрочем, как и всегда в последние годы, сосредоточено на проблемах развития малого предпринимательства. Поскольку это связано с его высокими возможностями влияния на экономический рост, который сегодня стремится к нулю. Малый бизнес – это и есть опора России.

Для Санкт-Петербурга, города с пятимиллионным населением и сложившимися экономическими условиями, это особенно актуально. И один из крупнейших районов города – Выборгский, не исключение.

Но развитию в очередной раз что-то мешает, и помимо системных причин, это очередная попытка увеличить налоговую нагрузку (торговый сбор).

Успешный  бизнес невозможен без четкого видения будущего. Бизнес всегда заинтересован в предсказуемости и максимально далеком временном горизонте для дальнейшего развития. Этого можно достичь только при условии открытого обмена информацией и опытом участников экономической деятельности как между собой, так и диалога в целом между бизнес-сообществом и властью. Эта прозрачность в отношениях особенно важна в современных условиях, когда неопределенность внешней среды очень высока. Эта прозрачность, в сочетании с определенными вербальными гарантиями со стороны государства, могла бы несколько снизить уровень неопределенности и упростить для предпринимателей построение планов развития.

Учитывая, что разработка государственной и муниципальной политики по отношению к МСП во многом основывается на учёте конструктивных предложений общественных организаций (торгово-промышленных палат, различных союзов и ассоциаций предпринимателей и т.д.) [5], для решения названных выше вопросов, логично, сделать следующие шаги данным сообществам:

1. Организовать проведение процедур оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в отношении всех субъектов законодательной инициативы на федеральном и региональном уровне с целью исключить появление новых административных барьеров и финансовых обременений для субъектов предпринимательской деятельности.

2. Обратиться к законодательным органам власти Санкт-Петербурга с предложением не вводить налоговый сбор с торговых предприятий. Введение налогового сбора ведет к увеличению налоговой нагрузки на предпринимателей города минимум в три раза. Следствием такой политики станет уничтожение малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, которое составляет львиную долю всего малого и среднего предпринимательства города.

3. Обеспечить широкое представительство общественных организаций – объединений предпринимателей в конкурсных комиссиях по отбору субъектов МСП, претендующих на получение субсидий в рамках реализации государственных программ поддержки МСП.

4. Продолжить совместную работу общественных объединений предпринимателей и органов власти всех уровней по совершенствованию системы информационного обеспечения и организационной поддержки, повышению уровня правовой грамотности и квалификации начинающих и действующих субъектов МСП.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гарнец В. Н. Приветственное слово // Актуальные аспекты развития малого и среднего предпринимательства в современной экономической ситуации. Доступно онлайн по адресу: http://gov.spb.ru/gov/terr/reg_viborg/news/56842/. Проверено 20.12.2014.

2. Жилинкова И. Н. Перспективы развития малого бизнеса сферы услуг в условиях глобализации // Экономика и предпринимательство. – 2012. - № 6. – С. 463-470.

3. Закон Санкт-Петербурга от 17.04.2008 № 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге». Доступно онлайн по адресу: http://gov.spb.ru/gov/terr/reg_kurort/biznes/zakon/. Проверено 20.12.2014.

4. Зыбин О. С., Беликов М. П. Что мешает развитию малого бизнеса в России // В мире научных открытий. – 2010. - № 6-2. – С. 11-15.

5. Капустина И. В. Методическое обеспечение разработки региональных программ развития торговли // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2013. - № 12. – С. 12-16.

6. Котляров И. Д. Сельский маркетинг: нетрадиционные модели сбыта продуктов питания // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2012. - № 6. – С. 484-491.

7. Малое и среднее предпринимательство (официальная статистика). Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Доступно онлайн по адресу: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/ru/statistics/Sant_Petersburg/enterprises/small_and_medium_enterprises/. Проверено 20.12.2014.

8. Общественная общероссийская организация малого и среднего предпринимательства ОПОРА России. Доступно онлайн по адресу: http://www.opora.ru/. Проверено 20.12.2014.

9. Специальные программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (Администрация Санкт-Петербурга). Доступно онлайн по адресу: http://gov.spb.ru/gov/terr/reg_pushkin/enterprise_support/malyj-biznes/programms/. Проверено 20.12.2014.


© М.В. Майер,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке.
© ООО "Научные технологии"

Серия - Экономика и Право

Выпуск 2018 05 Economics (page 1)

Выпуск 2018 05 Economics (page 2)

Выпуск 2018 04 Economics (page 1)

Выпуск 2018 04 Economics (page 2)

Выпуск 2018 03 Economics (page 1)

Выпуск 2018 03 Economics (page 2)

Выпуск 2018 02 Economics

Выпуск 2018 01 Economics

Выпуск 2017 12/2 Economics (page 1)

Выпуск 2017 12/2 Economics (page 2)

Выпуск 2017 12 Economics (page 1)

Выпуск 2017 12 Economics (page 2)

Выпуск 2017 11 Economics

Выпуск 2017 10 Economics

Выпуск 2017 09 Economics (page 1)

Выпуск 2017 09 Economics (page 2)

Выпуск 2017 08 Economics

Выпуск 2017 07 Economics

Выпуск 2017 06 Economics

Выпуск 2017 05 Economics (page 1)

Выпуск 2017 05 Economics (page 2)

Выпуск 2017 04 Economics (page 1)

Выпуск 2017 04 Economics (page 2)

Выпуск 2017 03 Economics

Выпуск 2017 02 Economics

Выпуск 2017 01 Economics

Выпуск 2016 12 Economics

Выпуск 2016 11 Economics (page 1)

Выпуск 2016 11 Economics (page 2)

Выпуск 2016 10 Economics

Выпуск 2016 09 Economics

Выпуск 2016 08 Economics

Выпуск 2016 07 Economics (page 1)

Выпуск 2016 07 Economics (page 2)

Выпуск 2016 06 Economics

Выпуск 2016 05 Economics (page 1)

Выпуск 2016 05 Economics (page 2)

Выпуск 2016 04 Economics

Выпуск 2016 03 Economics (page 1)

Выпуск 2016 03 Economics (page 2)

Выпуск 2016 02 Economics (page 1)

Выпуск 2016 02 Economics (page 2)

Выпуск 2016 01 Economics (page 1)

Выпуск 2016 01 Economics (page 2)

Выпуск 2015 11-12 Economics (page 1)

Выпуск 2015 11-12 Economics (page 2)

Выпуск 2015 09-10 Economics

Выпуск 2015 07-08 Economics

Выпуск 2015 05-06 Economics

Выпуск 2015 03-04 Economics

Выпуск 2015 01-02 Economics

Выпуск 2014 12 Economics

Выпуск 2014 11 Economics

Выпуск 2014 09-10 Economics

Выпуск 2014 07-08 Economics

Выпуск 2014 05-06 Economics

Выпуск 2014 03-04 Economics

Выпуск 2014 01-02 Economics

Выпуск 2013 12 Economics

Выпуск 2013 11 Economics (page 1)

Выпуск 2013 11 Economics (page 2)

Выпуск 2013 09-10 Economics

Выпуск 2013 07-08 Economics (page 1)