Login

Журнал «Современная Наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)

МОСКВА +7(495)-755-19-13

Статьи:
A+ R A-

Исследование эволюции и анализ современного состояния структуры управления внутренней торговлей Российской Федерации

E-mail Печать

Т.Б. Цветкова,  (К.э.н., доцент каф. Внешнеэкономической деятельности и торгового дела СПбГТЭУ)

Серия «Экономика и Право» #  12  2014

В статье рассмотрены вопросы, связанные с управлением внутренней торговлей в РФ. Проведен ретроспективный анализ развития структур управления на федеральном уровне в СССР и России. Исследовано современное состояние структуры управления внутренней торговлей на трех государственных уровнях: федеральном, территориальном, местном.

Ключевые слова: Торговля, внутренняя торговля, структуры управления, государственное управление и регулирование.

Структура управления внутренней торговлей в Российской Федерации претерпела ряд существенных изменений за последние 25 лет, однако, для более полного анализа сложившейся структуры необходимо осуществить ретроспективный анализ эволюции структур управления торговлей в СССР и РФ.

Сферу торговли в разные годы существования СССР регулировали разнообразные государственные структуры: постоянно происходили объединения и разделения структур, регулирующих внешнюю и внутреннюю торговлю.

27 октября 1917 года ВЦИК принял декрет «Об учреждении Совета народных комиссаров» согласно которому сферу торговли должен был регулировать специально созданный Народный комиссариат (Наркомат) торговли и промышленности, ставший первым центральным государственным органом РСФСР по управлению делами торговли и промышленности. Таким образом, данный орган стал первой государственной структурой, управляющей сферой торговли.

11 июня 1920 года Народный комиссариат торговли и промышленности был реорганизован в Народный комиссариат внешней торговли (Постановление Совнаркома РСФСР).

В 1922 году, вместо Народного комиссариата внешней торговли РСФСР, был создан Наркомат внешней торговли СССР, а в 1924 году создали Наркомат внутренней торговли СССР, в обязанности которого входило управление и регулирование внутренней торговлей в общесоюзном масштабе, а в отдельных союзных республиках его функции делегировались местным наркоматам внутренней торговли.

Согласно временному положению о Наркомвнуторге, принятого ЦИКом СССР 9-го мая 1924 года, (опубликовано в №106 «Известий ЦИК СССР» от 11 мая 1924 г.), к предметам ведения объединённого Наркомата относились:

а) выработка и осуществление начал внутренней торговой политики, составление общего перспективного плана развёртывания торгового оборота Союза, разработка общесоюзного торгового законодательства и вопросов организации и рационализации торговли, руководство делом регистрации торговых и промышленных предприятий и ведение торгового реестра предприятий, имеющих общесоюзное значение;

б) регулирование внутреннего торгового оборота и всех видов торговой деятельности на территории Союза, руководство всеми учреждениями, имеющими целью способствование развитию торгового оборота (биржи, ярмарки, торговые палаты), содействие развитию и организации рынка с обеспечением преобладающего влияния государственной и кооперативной торговли в торговом обороте; согласование торговой деятельности государственных и кооперативных предприятий путём районирования их деятельности, установления общего порядка заготовок и реализации товаров, установление и регулирование оптовых и розничных цен на товары, установление стандартов на товары;

в) контроль и наблюдение за торговой деятельностью всяких предприятий общесоюзного значения, общее руководство торговыми госпредприятиями, имеющими общесоюзное значение и переданными в ведение Наркомвнуторга, а также организация новых торговых предприятий общесоюзного значения и участие в смешанных акционерных обществах;

г) участие в рассмотрении проектов концессий, связанных с совершенствованием торговых операций на внутренних рынках, рассмотрение и представление уставов акционерных обществ и других торговых предприятий и проектов постановлений об их ликвидации. Аналогичными функциями в пределах союзных и автономных республик были наделены Наркомвнуторги последних, объединяемые общесоюзным Наркомвнуторгом. Органами регулирования внутренней торговли в автономных республиках и неавтономных областях и в губерниях являлись соответственно Облвнуторги и Губвнуторги, организуемые на общих основаниях и действующие по директивам Наркомвнуторга данной республики.

Структура управления внутренней торговлей данного периода представлена на рис.1.

Рисунок 1 - Схема структуры управления внутренней торговлей в 1924-1925гг.

Далее происходили следующие преобразования:

  • 1925 год - слияние Наркомата внешней торговли и Наркомата внутренней торговли и создание Наркомата внешней и внутренней торговли.
  • 22 ноября 1930 год - разделение Наркомата внешней и внутренней торговли на Наркомат внешней торговли и Народный комиссариат снабжения СССР (Наркомснаб). Изначально Наркомсанб, являясь центральным органом государственного отраслевого управления, регулировал только сферу внутренней торговли, однако, через некоторое время под его юрисдикцию отошла также пищевая промышленность. Основные обязанности Наркомснаба: заготовка сельскохозяйственной продукции для населения и промышленности, организация снабжения продуктами населения, торговли, столовых, пищевых предприятий.
  • 29 июля 1934 года - из Наркомснаба выделяют Народный комиссариат пищевой промышленности СССР, а сам Наркомснаб преобразуют в Народный комиссариат внутренней торговли СССР.
  • 1938 год - Народный комиссариат внутренней торговли СССР преобразуют в Народный комиссариат торговли СССР (Наркомторг СССР).
  • 1946 год - Наркомторг СССР реорганизован в Министерство торговли СССР. В этом же году Наркомат внешней торговли был реорганизован в Министерство внешней торговли СССР. Министерство торговли СССР реализовывало управленческие функции в отношении оптовой и розничной торговли и общественного питания в СССР. Данное Министерство имело союзно-республиканское значение, ему, в свою очередь подчинялись министерства торговли государств-членов СССР, областные отделы торговли, а также районные и городские отделы торговли (рисунок 2).
  • 1953 год - образование Министерства внешней и внутренней торговли путем слияния Министерства торговли СССР и Министерства внешней торговли СССР.
  • 1958 год - разделение Министерства внешней и внутренней торговли на Министерство внешней торговли СССР и Государственный комитет по торговле.
  • 1965 год - Государственный комитет по торговле реорганизуется в Министерство торговли СССР.
  • 1991 год - упразднение Министерства торговли СССР, равно как и всех остальных министерств в связи с тем, что большая часть государственных предприятий перешли в частную собственность в результате приватизации, начавшейся после распада СССР.

Рисунок 2 - Схема структуры управления внутренней торговлей в 1946-1953, 1965-1991гг.

Как видно из приведенного анализа эволюции структур управления внутренней торговлей в СССР двумя основными действиями государства были слияние и разделение управленческих структур, а также их функций, что приводило к нестабильности управления. Также можно отметить, что по своему виду рассматриваемые структуры относились к иерархическим (бюрократическим) организационным структурам управления (ОСУ), которые характеризуются четким разделением труда, иерархичностью уровней управления, наличием целой системы формальных правил и процедур, высоким уровнем формализованности и стандартизованности управленческих действий, отсутствием гибкости и слабая связь с внешней средой. Тип исследуемых структур изначально (в 20 годах прошлого века) можно отнести к линейному, однако с развитием самого государства, усложнением взаимосвязей, как на федеральном, так и на республиканских и местных уровнях управления, он преобразовался в дивизиональную ОСУ, разделенную по географическому (территориальному) принципу.

Через несколько лет после упразднения Министерства торговли СССР, 30 апреля 1998 года, в Российской Федерации было создано Министерство промышленности и торговли в ведение которого были переданы:

  • промышленные подразделения Министерства экономики РФ;
  • Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • некоторые функции Министерства внешних экономических связей и торговли РФ и Министерства по сотрудничеству с государствами-участниками СНГ (в связи с упразднением данных министерств).

22 сентября 1998 года происходит реорганизация данного Министерства - из него вновь выделяются Министерство торговли РФ, Министерство РФ по делам Содружества Независимых Государств и Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, функции по управлению промышленностью возвращены Министерству экономики РФ.

Министерство торговли РФ (Минторг России) – отвечало за государственную политику в сфере торговли и общественного питания, направленную на удовлетворение потребностей населения в товарах массового потребления и торговых услугах, организацию торгового обслуживания в соответствии с современными требованиями, защиту прав и интересов покупателей.

Функции Министерства торговли РФ:

  • разработка и реализация государственной политики торговли и общественного питания;
  • координация работы по защите потребительского рынка от некачественных отечественных и импортных товаров;
  • организация конкурсного размещения заказов на поставку товаров народного потребления; организация федеральных ярмарок по оптовой продаже товаров народного потребления; поддержка деятельности товарных бирж;
  • определение технологических требований к услугам розничной торговли и производству продукции общественного питания для внутреннего потребительского рынка;
  • организация государственного контроля за качеством товаров и защитой прав потребителей и т.д.

Государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядка и дисциплины цен, за качеством и безопасностью товаров народного потребления в организациях промышленности, торговли и общественного питания непосредственно осуществляла Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция), входящая в систему Министерства торговли. Данный орган состояла из Департамента и территориальных управлений в субъектах РФ.

12 мая 2008 года было вновь создано Министерство промышленности и торговли РФ, которое приобрело часть функций Министерства промышленности и энергетики (упразднено) и Министерства экономического развития и торговли РФ (преобразовано). В настоящее время у Министерства на федеральном уровне существует одна подведомственная организация - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплекса, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности (рис.3.).

Как видно из его структуры, непосредственно за регулирование внутренней торговли отвечает Департамент развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка, структура которого представлена на рис.4.


Читать далее …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. http://bestpravo.ru/sssr/eh-gosudarstvo/e1p.htm

2. http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_business/information/

3. http://minpromtorg.gov.ru/

4. http://www.bestpravo.ru/leningradskaya/bz-akty/r5r.htm


© Т.Б. Цветкова,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке.
© ООО "Научные технологии"

Серия - Экономика и Право

Выпуск 2018 05 Economics (page 1)

Выпуск 2018 05 Economics (page 2)

Выпуск 2018 04 Economics (page 1)

Выпуск 2018 04 Economics (page 2)

Выпуск 2018 03 Economics (page 1)

Выпуск 2018 03 Economics (page 2)

Выпуск 2018 02 Economics

Выпуск 2018 01 Economics

Выпуск 2017 12/2 Economics (page 1)

Выпуск 2017 12/2 Economics (page 2)

Выпуск 2017 12 Economics (page 1)

Выпуск 2017 12 Economics (page 2)

Выпуск 2017 11 Economics

Выпуск 2017 10 Economics

Выпуск 2017 09 Economics (page 1)

Выпуск 2017 09 Economics (page 2)

Выпуск 2017 08 Economics

Выпуск 2017 07 Economics

Выпуск 2017 06 Economics

Выпуск 2017 05 Economics (page 1)

Выпуск 2017 05 Economics (page 2)

Выпуск 2017 04 Economics (page 1)

Выпуск 2017 04 Economics (page 2)

Выпуск 2017 03 Economics

Выпуск 2017 02 Economics

Выпуск 2017 01 Economics

Выпуск 2016 12 Economics

Выпуск 2016 11 Economics (page 1)

Выпуск 2016 11 Economics (page 2)

Выпуск 2016 10 Economics

Выпуск 2016 09 Economics

Выпуск 2016 08 Economics

Выпуск 2016 07 Economics (page 1)

Выпуск 2016 07 Economics (page 2)

Выпуск 2016 06 Economics

Выпуск 2016 05 Economics (page 1)

Выпуск 2016 05 Economics (page 2)

Выпуск 2016 04 Economics

Выпуск 2016 03 Economics (page 1)

Выпуск 2016 03 Economics (page 2)

Выпуск 2016 02 Economics (page 1)

Выпуск 2016 02 Economics (page 2)

Выпуск 2016 01 Economics (page 1)

Выпуск 2016 01 Economics (page 2)

Выпуск 2015 11-12 Economics (page 1)

Выпуск 2015 11-12 Economics (page 2)

Выпуск 2015 09-10 Economics

Выпуск 2015 07-08 Economics

Выпуск 2015 05-06 Economics

Выпуск 2015 03-04 Economics

Выпуск 2015 01-02 Economics

Выпуск 2014 12 Economics

Выпуск 2014 11 Economics

Выпуск 2014 09-10 Economics

Выпуск 2014 07-08 Economics

Выпуск 2014 05-06 Economics

Выпуск 2014 03-04 Economics

Выпуск 2014 01-02 Economics

Выпуск 2013 12 Economics

Выпуск 2013 11 Economics (page 1)

Выпуск 2013 11 Economics (page 2)

Выпуск 2013 09-10 Economics

Выпуск 2013 07-08 Economics (page 1)