|
Статья посвящена анализу жанров романтической музыки ноктюрна, поэмы, фантазии в фортепианном творчестве грузинских композиторов. Впервые автор указывает на конкретный источник музыкального фольклора, используемого в этих жанрах.
Анализируются превосходные образы жанра грузинского ноктюрна А. Баланчивадзе, М. Давиташвили, В. Цагарейшвили, Н. Гудаишвили, А. Шаверзашвили. Более детально исследуется «Ноктюрн» В. Цагарейшвили с его интересной, типично грузинской гармонией, вобравшей особенности музыкального фольклора Грузии.
Среди грузинских фортепианных поэм, автор выбирает для анализа «Поэму» О. Тактакишвили. Определяется, что в основе ее тематизма лежит звучание грузинской песни «Урмули» («Аробная»). Влияние этой песни определяется и в «Поэме» Н. Гудиашвили.
В «Фантазиях» А. Шаверзашвили и Т. Бакрадзе ритмы и интонации народной музыки – в «Фантазии» А. Шаверзашвили крестьянской песни, а в «Фантазии» Т. Бакрадзе – городской, выступают в новом стилевом качестве. Широко используются принципы концертно – виртуозного письма композиторов – романтиков в сочетании с токкатностью - определяющей чертой композиторского письма XX века.
Ключевые слова:жанры романтической музыки, ноктюрн, поэма, фортепианное наследии Грузии, романтическая музыка, стилистические особенности, фольклорный материал.
|