|
Предметом исследования является музыкальная сторона буддийской религии, которая проникла на территорию этнической Бурятии и в XVIII веке получила признание со стороны верховной власти России. Буддийский культ, наделённый высоким сакральным смыслом и мистериальной загадочностью, традиционно сопровождался обрядами и молитвенными хуралами в музыкально-инструментальном оформлении. Таковыми являются летние богослужения-хуралы Майдари и Цам, прежде проводимые на храмовых территориях и пользовавшиеся популярностью у народа.
В основе описания лежит компаративистский метод, подразумевающий сравнительное сопоставление буддийских обрядов с христианскими богослужениями, предназначенными для пропаганды богословских истин. Они сопоставимы с театральными представлениями наличием у них вокальной партии, зрелищности хореографических костюмированных номеров с пантомимой, сольных речитативов и хоровых эпизодов. Достаточно разветвлённый и специфический инструментарий оркестра представлен довольно дисгармоничным сочетанием аэрофонов, идиофонов и мембранофонов, оказывающих экстатическое воздействие на психику слушателя посредством подавляющей внушительности и созданием состояния близкого к трансовому.
Научная новизна исследования состоит во вновь открывшихся данных в отношении трактовки буддийской обрядности, безвозвратно утратившей отдельные компоненты за десятилетия своего полулегального существования в публичном пространстве.
Ключевые слова:конфессия, клир, сангха, буддизм, ламаизм, хурал (богослужение), мантра, хуварак, мистерия, сакральный.
|