|
Цель настоящей статьи – дать обзор подходов к вопросу осознанности в религиозной практике, психологическом консультировании и современной науке. В тексте показано, что качество осознанности является предметом практики буддистов с момента возникновения данного течения, что отражено на уровне повседневной жизни практикующих и непосредственно в медитации. Важную роль осознанность играет в духовной жизни христиан, воплощаясь в концепте трезвления, и в духовной жизни суфиев, у которых существует специальная практика сосредоточения на духовных целях. Целью этой практики является состояние фана или самоуничтожение в Боге. Дж. Кришнамурти и К. Уилбер подчеркивают, что осознанность может остановить процесс атрибутирования и привести к обнаружения чистого качества осознания. Осознанность играет важную роль в психотреапевтической практике, позволяя быть более свободным от детерминизма. Описаны подходы в изучении осознанности с точки зрения искусственного интеллекта. Показаны подходы к вопросу о градации осознанности. Дано описание подхода к вопросу осознанности, предложенного В.М. Аллахвердовым, согласно которому осознанность необходима для того, чтобы устранять возникающие в ходе принятия решений противоречия. В статье ставятся вопросы о том, зачем нужно осознание, когда решение принимается за некоторое время до его осознания, как возможна осознанность в медитации, когда никакие решения не принимаются, что происходит с осознанностью в состоянии осознанного сновидения практикующего буддиста. Предложены варианты ответов на эти вопросы с позиции интегрального видения, полученные на основе применения моделей человека и его сознания, разработанных в религиях чистого опыта
Ключевые слова:человек, осознанность, сознание, модели, религия, представления, субъективный опыт, наблюдатель, тринитарные структуры.
|