|
В статье рассматривается сущность понятия социальной перцепции и его основные структурные составляющие. Основной акцент автором делается на процессе межличностной перцепции. Выделены и рассмотрены научные направления, изучающие особенности социально-перцептивных процессов в российской и зарубежной науке. Автором уточняется содержание социально-психологического феномена межличностной перцепции и его многосторонний характер, обусловленный корреляциями с различными параметрами, которые интерпретируются в работе применительно к сфере восприятия ребенком межличностных отношений между взрослыми в семье. Сделан вывод, что выявление и исследование межличностных отношений, а также процессов социально-психологической перцепции связано со значительными методическими трудностями, поскольку отношение, восприятие являются достаточно комплексными, а кроме того, длительными процессами, с учетом их разворачивания с детского возраста, обладающими собственной динамикой. Проанализированы преобладающие в социально-психологической науке методы и методики, позволяющие выявить особенности межличностной перцепции детьми отношений между взрослыми, в рамках которых дифференцирован и рассмотрен с позиции эффективности объективный и субъективный инструментарий. На основании проведенного анализа, учитывая обоснованное содержание, а также комплексность и сложность процессов межличностного отношения, социальной перцепции, их динамики и генезиса, автор аргументирует необходимость исходить из комплексного подхода, применяя на практике для обследования испытуемых в детском возрасте диагностический инструментарий различных категорий – как субъективного, так и объективного типа – для получения более полной картины.
Ключевые слова:восприятие человека, перцепция, социальная перцепция, межличностная перцепция, межличностные отношения между взрослыми, перцепция детьми отношений между взрослыми, социальная психология
|