Журнал «Современная Наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)
МОСКВА +7(495)-142-86-81

Коммодификация культуры: к постановке проблемы

Акоева Наталья Борисовна  (Д.и.н., профессор, Краснодарский государственный институт культуры)

Коренной Александр Сергеевич  (Соискатель, Краснодарский государственный институт культуры)

В статье рассматривается коммодификация культуры, как процесс отчуждения сущности артефакта, представленной уникальным образно-смысловым содержанием, от его существования. Согласно наследию К. Маркса, коммодификация может осуществляться при условии, если в системе рыночных цен рассматривается предмет, созданный личным или коллективным трудом и ранее не являвшийся товаром. Однако в современной действительности коммодификация понимается как процесс превращения любого объекта, будь то исторический или культурный артефакт, символ, эйдос, в рыночный товар, который подлежит обмену на что-то, имеющее выражение в денежном эквиваленте. Такой вывод сделали западные ученые Дж. Нах, С. Мэйхью. Причинами калькуляции предметов культуры современные исследователи, С. Лейс и Б. Харрисс-Уайт, называют увеличение спроса на товары, услуги в условиях стратификации общественной сферы, снижение финансирования различных проектов со стороны государства, несоответствующее вызовам современности развитие частного инвестирования, возникновение юридически потенциальных корпоративных партнеров, увеличение конкуренции между коммерческими и некоммерческими организациями. В итоге коммодификация рассматривается как следствие товаризации социальной системы в целом, к приметам которой можно отнести западно-европейские проекты соединения культуры с маркетинговыми инновациями и государственными стратегиями. Кроме реальных предметов культурного пространства, коммодификации подвергаются объективные факторы, выраженные нормами, которые рассматриваются в качестве товара, необходимого для обмена, развития экономического торга, создания идентичности. Принятое в западной традиции понимание человека как биосоциального существа, обладающего психофизиологическими потребностями, нуждающимися в удовлетворении, неизбежно ведет к сокращению и минимизации ценностной структуры его сознания. Как следствие происходит выхолащивание духовно-нравственного содержания, определяющего ценность пространства культуры, низведение ее до уровня товара, имеющего спрос и цену, которая, к сожалению, не способна выразить адекватно континуально-смысловую уникальность предметов, ее составляющих. Ценовая политика в сфере культуры, подверженной процессам коммодификации, изученная на основе классического наследия по экономической теории А. Маршалла, подтверждает данный вывод. Кроме того, необходимо отметить, что повышение цены, которая способна адекватно выразить абсолютность ценности предмета культуры, носит формальный характер, основанный на товарных отношениях купли-продажи.

Ключевые слова:коммодификация, культура, товар, рынок, калькуляция, товаризация, ценовая политика, отчуждение, сущность, духовность, ценность, цена.

 

Читать полный текст статьи …



Ссылка для цитирования:
Акоева Н. Б., Коренной А. С. Коммодификация культуры: к постановке проблемы // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2022. -№06. -С. 5-8 DOI 10.37882/2500-3682.2022.06.01
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке.
© ООО "Научные технологии"