|
На современном этапе развития спортивной научной мысли, одной из актуальных проблем является изучение спортивной деятельности и факторов, обеспечивающих ее успешность. Необходимость разработки комплексной технологии оценивания индивидуально-психологических особенностей спортсменов, определения возможностей и динамики их деятельности, спортивного совершенствования является одной из малоразработанных в психологической науке тематик. Научная новизна исследования состоит в том, что особенности темперамента, моноустойчивости и спортивной успешности студентов, занимающихся плаванием в бассейне при СПбГМТУ впервые рассматриваются как самостоятельная исследовательская проблема в данном направлении. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты осуществляют вклад в теорию комплексного подхода изучения человека как спортсмена; обосновывается понимание взаимосвязи между индивидуально-психологическими особенностями учащихся ВУЗа и успешностью их спортивной деятельности; результаты теоретико-практического исследования дополняют современные представления спортивной психологии о возможностях индивидуализации психологического отбора, прогнозирования и подготовки спортсменов. По материалам проведения методики по тесту К.Юнга были получены следующие основные выводы: более успешные начинающие спортсмены-пловцы склонны к экстраверсии. Они легки в общении, присутствует тенденция к лидерству, они любят быть в центре внимания, контактны, импульсивны, быстро обучаемы, на соревнованиях настроены на победу. Менее успешны интроверты, они мало контактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не настроены на выигрыш, c трудом осваивают новые упражнения, из-за высокой тревожности с трудом соглашаются на участие в соревнованиях. По методике на монотоустойчивость выявилось, что высокая степень переносимости монотонности присуща интровертам и амбивертам и средний уровень переносимости монотонности у экстравертов. Показатели эмоционального состояния у интровертов более управляемая, более стабильная, чем у экстравертов. Это было доказано в процессе тестирования на монотоустойчивость. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена-пловца, проявляющихся в процессе тренировочной и соревновательной деятельности позволит с определенной вероятностью прогнозировать степень успешности занятий в выбранном виде спорта. Предложенные рекомендации для тренера - преподавателя будут способствовать оптимизации учебно-тренировочного процесса в связи с учетом возрастных, индивидуально-личностных особенностей спортсменов-пловцов и учетом результативности их тренировочной и соревновательной деятельности.
Ключевые слова:монотоустойчивость, плавание, студенты, индивидуально-психологические особенности
|