|
В статье дается обзор отечественных и зарубежных исследований кросс-культурных аспектов психологической сепарации от родителей. Отмечается, что, в целом, сепарация молодежи в России отличается от сепарации в западных странах. Объясняется данный факт как культурно-историческими (опекающим отношением к детям, коллективистской направленностью, детоцентризмом), так и социально-экономическими особенностями разных стран. Однако, как правило, имеющиеся на сегодняшний день исследования либо рассматривают гендерные аспекты сепарации, либо ограничены какой-либо одной культурой и одним народом. Более того, нередко эти исследования носят противоречивый характер.
Делается вывод о том, что кросс-культурные особенности перехода к состоянию личностной автономии и проблема влияния психологической сепарации на качество социального функционирования и жизнеспособности человека требуют дальнейшего изучения. В частности, представляет интерес влияние процесса сепарации на формирование жизнеспособности и зрелости молодежи в контексте сравнения и сопоставления трех различных общественных и культурных образований: Западная Европа, Азия, Россия, каждая из которых обладает идентичностью, особенностями менталитета, социальными и культурно-историческими особенностями.
Ключевые слова:сепарация от родителей, индивидуализация, кросс-культурная парадигма, критерии психологической сепарации
|