Бирюкова Ирина Александровна (старший преподаватель кафедры дефектологии
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
)
Мириуца Екатерина Валерьевна (кандидат философских наук, доцент кафедры клинической психологии
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
)
Полушкина Ирина Владимировна (кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
)
Топильская Ольга Анатольевна (кандидат психологических наук, доцент,
заместитель директора ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»
)
Юрьева Татьяна Владиславовна (кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой клинической психологии ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»)
Уваров Евгений Алексеевич ( доктор психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»)
|
Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы отмечается рост числа детей с поведенческими девиациями, что оказывает негативное влияние на их личностное и социальное развитие, а также создает серьезные проблемы для родителей, педагогов и всего общества в целом. Понимание механизмов формирования поведенческих девиаций и разработка эффективных методов его профилактики и коррекции крайне важны для обеспечения здорового и гармоничного развития подрастающего поколения.
Цель исследования. Коррекция негативных эмоциональных состояний (депрессивных состояний, эмоциональных срывов), поведенческих нарушений у воспитанников организаций для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Методы. Исследование проводилось с февраля по ноябрь 2024 года. Исследование включало тестирование с использованием следующих методик: Тест склонности к девиантному поведению А.В. Леус и А.Г. Соловьёва, Тест личностной тревожности А.М. Прихожан, Тест эмоций Г.В. Резапкиной, Опросник М. Ковак на определение детской депрессии. В качестве экспериментальной группы для апробации разработанной программы выступили 30 детей и подростков, чьи семьи состоят на учёте как семьи с социально-опасным положением, в возрасте от 12 до 15 лет. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью сравнительного анализа данных входного и итогового тестирования по Т-критерию Вилкоксона.
Результаты. Разработана программа профилактики и коррекции поведенческих девиаций у воспитанников организаций для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которая представляет собой три рабочих тетради для профилактики и коррекции последствий кризисных ситуаций, депрессивных состояний, эмоциональных срывов.
Приводятся результаты оценки эффективности реализации разработанной программы.
Ключевые слова:поведенческие девиации, трудная жизненная ситуация, депрессивные состояния, профилактика и коррекция последствий кризисных ситуаций.
|
|
|
Читать полный текст статьи …
|
Ссылка для цитирования: Бирюкова И. А., Мириуца Е. В., Полушкина И. В., Топильская О. А., Юрьева Т. В., Уваров Е. А. КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ДЕВИАЦИЙ У ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2025. -№01. -С. 35-43 DOI 10.37882/2500-3682.2025.01.03 |
|
|