|
В статье рассматривается влияние российской (прежде всего советской) системы художественного образования на формирование и развитие системы художественного образования в Китае. Проанализированы ключевые аспекты передачи методик и принципов академического художественного обучения из России в Китай в течение XX века, особенно в середине его столетия, когда установились тесные культурные связи между двумя странами. Отмечается, что российская академическая традиция – акцент на реалистической живописи, рисунке с натуры, строгой учебной программе – была воспринята китайскими художественными вузами и сыграла важную роль в подготовке первой генерации китайских художников-реалистов в Новом Китае. В статье прослеживается эволюция китайского художественного образования: от начальных попыток заимствования европейских (в том числе русских) подходов в начале XX века, через период активного советского влияния 1950-х годов (создание новых программ, обучение преподавателей и студентов по советским моделям), до длительного сохранения методологических основ реалистической школы в Китае во второй половине XX века. Делается вывод, что российская система художественного образования внесла существенный вклад в становление научно обоснованной, многоуровневой системы подготовки художников в Китае, обеспечив преемственность академического рисунка и живописи и заложив базис для развития китайского искусства в реалистическом русле. Значение этого влияния сохраняется до настоящего времени, несмотря на последующую модернизацию и диверсификацию художественного образования в КНР.
Ключевые слова:художественное образование, Россия, Китай, социалистический реализм, академическая живопись, художественные вузы, культурные связи, методика преподавания искусства
|