| |
В статье анализируется уникальный подход советского режиссера С.М. Эйзенштейна к изображению исторических событий и личностей в кинофильмах. Данный подход рассматривается в контексте развития советского кинематографа начала XX столетия, который был связан с отходом от дореволюционных традиций и формированием новой идеологии в киноискусстве. В исследовании представлен обзор научной литературы, посвященной наследию Эйзенштейна, акцентируется внимание на новаторских монтажных теориях режиссера и их влиянии на мировой кинематограф. Центральное место в работе занимает искусствоведческий анализ ведущих произведений Эйзенштейна, среди которых: «Стачка», «Октябрь», «Броненосец «Потемкин», «Генеральная линия», «Иван Грозный», «Александр Невский». Анализируются разработанные Эйзенштейном художественно-выразительные средства (монтаж аттракционов, интеллектуальный и динамический монтаж, звук и музыка, свет и тень, композиция кадра, звук и музыка) и сюжетно-образные решения (глубокое психологическое исследование исторических личностей, создание собирательных образов масс). В статье подчеркивается, что Эйзенштейн воспринимал кинематограф как инструмент для реконструкции и одновременно конструирования истории, а также для идеологического влияния на общественные массы и формирования исторического сознания в рамках своей эпохи.
Ключевые слова:Эйзенштейн, советский кинематограф, интерпретация кино, историческая эпоха, монтаж, художественные средства, сюжетно-образные решения, идеологическое воздействие
|