|
В статье рассматриваются образ Иуды Искариота, данный в Четвероевангелии, а также образ «апостола-предателя» гностического «Евангелия от Иуды» из Кодекса Чакос. Автор анализирует христианский и гностический тексты, сравнивая черты, которыми наделяется Иуда христианский и Иуда гностический. Если христианская традиция рассматривает Иуду как предателя и врага Христова, то в «Евангелии от Иуды» Иуда Искариот предстает героем, помогшим Иисусу вырваться из этого злого мира и перейти в мир высший. Два образа Иуды Искариота оказываются настолько разными, что автор делает вывод об их принципиально различной семантике. Кроме того, автор показывает, что утверждения некоторых исследователей, о сходстве и взаимообогащении Четвероевангелия и «Евангелия от Иуды» из Кодекса Чакос представляются необоснованными. В заключении автор утверждает, что мотивом предательства Иуды Искариота стал внутренний конфликт апостола, оказавшегося перед выбором: следовать за Христом или вернуться к привычной жизни рядового горожанина Иудеи. В то же самое время «Евангелие от Иуды» из Кодекса Чакос утверждает героический образ Иуды, образ близкого ко Христу апостола, являющегося, наравне с Христом, человеком избранным.
Ключевые слова:Христос, Иуда, гностицизм, Кодекс Чакос, предательство, избранный, апокриф.
|