|
В статье рассматривается зарождение национального самосознания эстонского народа в XIX веке. Самосознание эстонцев носило не политический, а культурный характер и строилось, в первую очередь, на этническо-лингивистическом аспекте. Среди событий, которые были в основе национального пробуждения стали: Великая французская революция, отмена крепостного права российским царем Александром I, отмена барщины, а также процесс русификации – дистанцирование от прибалтийских немцев. Этническая близость с финнами породила эпос «Калевипоэг», который стал корневым литературным произведением в эстонской культуре. Господство балтийских немцев на территории Эстляндии и Лифляндии породило Эстонский певческий праздник, фестиваль, который до сих пор считается одним из главных проявлением национальной культуры. В задачи элиты входило разработать не только национальную культуру, но также образование. На благотворительные деньги в 1871 году открылась Эстонская Александровская школа, было основано Общество эстонских литераторов, где изучали развитие эстонского языка, занимались сбором фольклора, изданием литературы на эстонском языке. В 1870 году впервые прошло театральное представление в певческо-театральном обществе «Ванемуйне», что в последствие зародило эстонский национальный театр.
Ключевые слова:национализм, национальное самосознание, эстонцы, эстонский народ, эпос «Калевипоэг», Эстонский певческий праздник, отмена крепостного права, Эстляндия, Лифляндия, нация
|