|
Предмет настоящей статьи есть миф как один из компонентов киноязыка и взгляда на мир. Статья посвящена осмыслению отечественного опыта теоретической рефлексии рубежа ХХ-ХХI веков по поводу мифологической составляющей кинотворчества. На основе анализа ряда вариантов истолкования мифа в философско-культурологических исследованиях, выведено рабочее понятие мифа и его функционал. Обращение к наследию классиков мирового кинематографа, таких, как Ж. Кокто, А. Тарковский и др., позволяет глубже понять внутренние изменения механизмов мифа при соединении его с кино. Отечественные исследования по использованию мифа в кино 1990-х и 2000-х гг. выбраны в качестве объекта для анализа по причине актуализации мифа в кризисное время, как одного из способов восстановления утраченных онтологических оснований идентичности. Задачей данной статьи является попытка объяснения, как в условиях формирования новой модели общественного устройства исследователи-соотечественники оценивают мифологическую включённость в кино. Для реализации означенной задачи были использованы компаративный и герменевтический подходы. Они берутся за основу при выделении методологических вариаций исследовательских подходов рубежа веков. Констатируется переориентация кинематографа переходных эпох от экранизации мифов и использования их как идеологического инструмента к экзистенциальной и этносоциальной проблематике в целях создания образа «универсальной реальности». Актуальность данной статьи обусловлена, во-первых, дефицитом обобщения теоретической рефлексии последних лет по поводу роли мифа в кино в России, и, во-вторых, огромной популярностью мифа в настоящее время у киномастеров, при явной неоднозначности его интерпретаций. В статье сделан вывод о необходимости дальнейшего изучения теоретического наследия по проблеме мифа в кино.
Ключевые слова:переходная эпоха, миф, российский кинематограф, кризис, Новая волна, теоретическая рефлексия, этномифологизм, эстетизация, идеология, экранизация.
|