|
в статье приводятся результаты эмпирического исследования особенностей волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде. Выдвигается гипотеза о взаимосвязи уровня развития показателей волевой регуляции и успешности протекания процесса адаптации к новой социокультурной и образовательной среде.
В исследовании приняли участие 250 иностранных студентов Пензенского государственного университета (этническая общность – арабы; возрастная структура респондентов: от 17 до 24 лет, средний возраст – 20,1; гендерный состав респондентов: муж. – n = 125, жен. – n = 125).
Для исследования особенностей волевой регуляции иностранных студентов применялся комплекс диагностических методик: «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» (Г.С. Никифоров), «Шкала контроля за действием» (Ю. Куль); «Формализованная модификация методики самооценки (СО)» (Дембо-Рубинштейн); «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев); опросник касающийся ряда демографических характеристик респондентов и оценки уровня удовлетворённости условиями пребывания в инокультурной среде (климат, культура, питание, условия проживания, обучения, досуг и т.п.).
Установлено, что успешность процесса адаптации студентов к инокультурной среде взаимосвязана с рядом показателей волевой регуляции: ОД-диспозицией личности, социальным самоконтролем, осмысленностью жизненных целей и определенным набором волевых качеств.
Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке средств оперативной помощи, для построения системы социально-психологической поддержки и сопровождения личности в ситуации социальных или жизненных изменений.
Ключевые слова:адаптация, волевая регуляция, волевые качества, самоконтроль, иностранные студенты, инокультурная среда.
|