|
В статье дана характеристика атрибутивной модели страдания, к которой отнесены, в соответствии с общими принципами и идеями, подходами и проявлениями, различные направления древней восточной философии и религии, в частности, «Бхагавадгита», джайнизм, буддизм, даосизм, для которых это наиболее характерно, а также рассмотрено иррационалистическое учение Артура Шопенгауэра, касаемо отношения к страданию как атрибуту жизни человека и имеющее некоторое сходство с восточными религиозно-философскими концепциями. Проанализированы в рамках древней восточной философской традиции причины возникновения страдания, его проявления и возможные варианты освобождения от страданий. Представлен философский взгляд Артура Шопенгауэра на причинность страдания и его взаимосвязь с гедонистическими проявлениями в жизни человека. В центре исследования страдание как атрибут жизни человека, а также, присущие этому состоянию характеристики человеческого поведения. Сделан акцент на поиске выхода из состояния страдания через религиозную медитацию или осознание конечности страданий с наступлением смерти. Выявлены специфические стороны рассмотрения страдания в контексте данной модели, среди которых, вера в возможность другой жизни, понимание страдания как необходимого условия, способствующего жизненной мудрости человека, присущее страданию атрибутивность в жизни человека, позволяющая смириться с его присутствием и позитивным, очищающим смыслом. В данной работе обозначены существенные недостатки характерные для представленного атрибутивного взгляда, в частности, страдательная обреченность, которая, при определенных психологических и других проблемах, может привести и к стремлению ухода из жизни. Атрибутивность страдания уменьшает ценность социального взаимодействия, страдающий человек остается с самим собой наедине, что тем более опасно в современных условиях социальной разобщенности и виртуального пространства.
Ключевые слова:Страдание, атрибутивность, витальность, источники страдания, возможности освобождения от страдания.
|