Перепелица Людмила Анатольевна (аспирант кафедры социальной, специальной педагогики и психологии,
Армавирский государственный педагогический университет,
Армавир)
Ткаченко Ирина Валериевна (доктор психологических наук, профессор кафедры социальной,
специальной педагогики и психологии,
Армавирский государственный педагогический университет,
Армавир)
Евдокимова Елена Валерьевна (кандидат психологических наук, старший преподаватель
кафедры социальной, специальной педагогики и психологии,
Армавирский государственный педагогический университет,
Армавир)
Семенова Файзура Ореловна (доктор психологических наук, профессор,
декан факультета психологии и социальной работы
Карачаево-Черкесский государственный университет им. Алиева,
Карачаевск)
|
В современной реальности одним из актуальных вопросов является вопрос развития личности и сохранения ее жизненных ресурсов. Развитие личности в целом предстает в качестве объективного и закономерного процесса, в ходе которого человек выступает не только в качестве объекта взаимодействия, но и субъекта деятельности и общения. Эффективность использования субъектом возможностей, предоставляемых жизненными ресурсами, во многом зависит от определенных личностных характеристик, которые позволяют человеку лучше приспособиться к условиям жизни и составляют его внутренние ресурсы. В данном исследовании, такой личностной характеристикой является коммуникативная компетентность. В связи с тем, что недостаточно данных, отражающих особенности коммуникативной компетентности подростков как жизненного ресурса личности, в исследовании была поставлена задача изучения особенностей коммуникативной компетентности подростка и ее влияния на особенности сохранения жизненных ресурсов. Показано, что у половины подростков, участвовавших в эксперименте низкий и ниже среднего уровень развития коммуникативных способностей. В результатах исследования отмечено, что в группе подростков с низким уровнем коммуникативных способностей у большинства респондентов преобладают агрессивный и зависимый типы поведения, а также у них зафиксирована ярко выраженная негативная установка на общение. Полученные в ходе эксперимента данные позволили сделать вывод, что чем выше уровень коммуникативных способностей, тем меньше количество испытуемых, выбирающих неэффективные способы взаимодействия. Отмечено, что формирование коммуникативной компетентности будет способствовать развитию личности подростка, появлению у него возможности привлечения внешних жизненных ресурсов и реализации жизненных планов посредством эффективного общения.
Ключевые слова:коммуникативные способности, коммуникативная установка, коммуникативная компетентность, жизненные ресурсы личности.
|
|
|
Читать полный текст статьи …
|
Ссылка для цитирования: Перепелица Л. А., Ткаченко И. В., Евдокимова Е. В., Семенова Ф. О. Коммуникативная компетентность как источник жизненных ресурсов подростков // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2022. -№12. -С. 73-77 DOI 10.37882/2500-3682.2022.12.17 |
|
|