|
Статья посвящена изучению соотношения представлений о военной службе с уровнем субъективного благополучия курсантов. Изучение данной проблематики позволит существенно расширить картину феномена субъективного благополу-чия, его предикции и факторов, оказывающих существенное влияние на его фор-мирование. Целью данного исследования является изучение соотношения пред-ставлений курсантов о военной службе с уровнем их субъективного благополу-чия. Новые данные о связях различных видов представлений с субъективным благополучием помогут в разработке программ социально-психологического со-провождения военнослужащих для их успешной реализации в военно-профессиональной сфере. Методика. В исследовании приняли участие 200 кур-сантов 1-5 курса обучения в возрасте М=20,4 лет SD=1,55 мужского пола. Для изучения картины представлений курсантов о военной службе была использова-на разработанная автором анкета для изучения различных видов представлений курсантов о военной службе, уточнённая на этапе проведения пилотажного ис-следования. Для изучения уровня субъективного благополучия применена мето-дика «Шкала субъективного благополучия» авторов Р.М. Шамионова и Т.В. Бесковой. Теоретические выводы сопровождаются данными авторского пси-хологического исследования с опорой на результаты других эмпирических иссле-дований.
Полученные результаты демонстрируют, что 84 % общей дисперсии субъ-ективного благополучия курсантов можно объяснить 11 представлениями о воен-ной службе. Установлено, что наиболее значимыми для субъективного благопо-лучия курсантов являются такие представления как: понимание направления развития ВНГ РФ, взгляд на военную службу как источника получения удовле-творение от своей деятельности, мнение о курсантах как более целеустремлён-ных и дисциплинированных людях, в отличии от их гражданских сверстников, представление о себе в первую очередь как военном человеке, осознание своих внутренних возможностей и потенциала, решительности продолжить военную службу после выпуска из военного института, значимость для личного комфорта, благополучия сослуживцев, приятие ценностей существующих на военной служ-бе. Отрицательную связь с субъективным благополучием имеют представления курсантов о чувстве радости от выполнения служебных обязанностей, удовле-творения от положения дел на службе, учёбе, презентабельном внешнем виде как обязательного атрибута образа военнослужащего.
Ключевые слова:субъективное благополучие, социальные представления, курсант, военная служ-ба, идентичность
|