|
В статье рассматриваются основные аспекты, оказывающие воздействие на формирование социального интеллекта. Анализируются современные представления о возможной взаимосвязи социального интеллекта с уровнем тревожности людей. Отмечается, что в соответствии с результатами выполненного анализа современных исследований по взаимосвязи социального интеллекта и тревожности допустимо отметить, что уровень образования оказывает двоякую роль, одновременно повышая неуверенность в продуктивных отношениях, как свойство более развитого ума критически относиться к себе, своим достижениям, ресурсности. В то же время, владение определенными техниками поведения, способствующими формированию более продуманного подхода к отношениям, выбору менее рисковой модели поведения, в которой учитываются вероятные опасности выстраивания отношений с людьми, возможно для более высокообразованных людей. Таким образом, выдвигается гипотеза о том, что высокий уровень социального интеллекта не связан прямой корреляцией с образованием и более зависит от жизненного опыта, наличия навыков поведения в социуме, знакомством с различными социальными группами людей, возможно, даже включая маргинальные группы, что является актуальным в настоящее время вызовов и рисков. Делается вывод, что состоявшаяся цифровизация, проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности людей привнесла также двоякие результаты. С одной стороны, значительно упростились возможности выстраивания первоначальных отношений, задействование социальных позволяет отменить живое человеческое общений, выводя естественные проявления эмоций и потребности в социальном контакте на уровень роботизации, перевода их в формат цифрового взаимодействия. В результате формирование реальных, подлинных отношений усложняется и становится призрачным, нереальным, утрачивающим возможность личностной идентификации и выстраивания ситуации совпадения паззлов личностных интересов, притязаний, надежд и чаяний двух или более индивидумов при формировании отношений.
Ключевые слова:социальный интеллект, тревожность, социум, отношения, взаимодействие, эмоциональный интеллект, уровень образования
|