Проскурякова Лариса Александровна (Профессор кафедры психологии и общей педагогики, доктор биологических наук, доцент
Федеральное государственное бюджетное образовательного учреждение высшего образования Кузбасский гуманитарно-педагогический институт «Кемеровский государственный университет» г. Новокузнецк, Россия)
Каширина Ксения Алексеевна (студент специальности «Психология служебной деятельности»
Федеральное государственное бюджетное образовательного учреждение высшего образования Кузбасский гуманитарно-педагогический институт «Кемеровский государственный университет» г. Новокузнецк, Россия)
Короткий Игорь Алексеевич (заведующий кафедрой теплохладотехники, доктор технических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательного учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» г. Новокузнецк, Россия)
|
В настоящее время профессиональное самоопределение подразумевает саморазвитие личностных возможностей и формирование общего отношения подростка к будущей профессии. На ее выбор оказывает роль родительского влияния, поскольку семья выступает пространством, формирующим отношение к профессиональной деятельности. Проблемой выступает трудность самостоятельного выбора профессионального направления подростком, что напрямую зависит от сложившихся детско-родительских отношений. Цель: выявить взаимосвязь детско-родительских отношений и профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Обследовано 24 подростка старшего школьного возраста (14–17 лет), составившие две подгруппы для исследования: 1) 12 подростков 14–15 лет (8–9 класс), 2) 12 подростков 16–17 лет (10–11 класс). Использованы методики: опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская), опросник профессиональных установок (И. М. Кондаков). Результаты: 1) контроль родителей положительно коррелирует с нерешительностью и зависимостью в профессиональных установках (r=0,518, r=0,407), 2) эмоциональная дистанция в отношениях отрицательно связана с зависимостью (r=-0,23), 3) принятие индивидуальности ребенка и наличие выполняемых совместно с ребенком дел отрицательно коррелирует с нерешительностью (r=-0,823), 4) согласие между родителями и ребенком в различных жизненных ситуациях отрицательно связаны с зависимостью (r=-0,241), 5) отрицательно коррелирует с нерешительностью в профессиональных установках авторитетность родителей и общая удовлетворенность отношениями (r=-0,24, r=-0,27). Результаты могут быть использованы в работе психолого-педагогических и социальных центров по работе с подростками.
Ключевые слова:подростковый возраст, профессиональное самоопределение, детско-родительские отношения, возрастная психология, самостоятельный выбор, профессиональная деятельность, влияние, установки.
|
|
|
Читать полный текст статьи …
|
Ссылка для цитирования: Проскурякова Л. А., Каширина К. А., Короткий И. А. Взаимосвязь детско-родительских отношений и профессионального самоопределения в подростковом возрасте // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2023. -№02. -С. 78-82 DOI 10.37882/2500-3682.2023.02.16 |
|
|