|
В статье рассматривается проблема изучения и описания личностных особенностей детей младшего школьного возраста с нарушениями двигательной сферы приобретенного генеза. Описана процедура изучения личности младших школьников с приобретенными двигательными нарушениями разной степени тяжести, представлены результаты исследования. В исследовании было выявлено, что для младших школьников с нарушениями двигательной сферы приобретенного генеза легкой степени тяжести характерны более позитивное отношение к себе, ожидание положительного принятия их личности другими людьми, наличие позитивных черт личности (дружелюбность, отзывчивость, уверенность в себе, активность, доверчивость), а также наличие негативных черт личности (низкий самоинтерес, недостаток самоконтроля, тревожность, агрессивность). Личность младших школьников с нарушениями двигательной сферы приобретенного генеза тяжелой степени характеризуют: преимущественно позитивное отношением к себе, ожидание положительного принятия их личности другими людьми, наличие позитивных черт личности (дружелюбность, честность, уверенность, высокий самоинтерес, самоконтроль), а также наличие негативных личностных черт (чёрствость, подозрительность, пассивность, тревожность, агрессивность). Длительное наблюдение за младшими школьниками с нарушениями двигательной сферы приобретенного генеза тяжелой степени позволяет утверждать, что их устойчивыми личностными характеристиками, проявляющимися на протяжении всего реабилитационного периода, выступают низкая общительность, пассивность, отсутствие инициативы в деятельности, черствость, закрытость, неуверенность в себе. Несмотря на это, тенденцию к положительным изменениям имеют такие проявления, как уровень тревожности, агрессивности, зависимости, активности. К концу реабилитационного периода снижается воздействие депривирующих факторов, в том числе степени выраженности болевого синдрома, двигательной ограниченности, страхов медицинских манипуляций, дети начинают проявлять большую самостоятельность, независимость и активность.
Ключевые слова:личностные особенности, младшие школьники, нарушения двигательной сферы приобретенного генеза, реабилитационный период.
|