Бурыкина Марина Юрьевна (доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства ФГОУ ВО «Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского»)
Шибаршина Юлия Игоревна (логопед МБУ «Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи «ЛадьЯ» г. Брянска)
|
В статье представляется теоретическое обоснование и результаты изучения взаимосвязи самоотношения и отношения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с нормотипичным речевым развитием. Самоотношение рассматривается как потребностное состояние человек, направлено на самого себя. На основании анализа результатов эмпирического исследования выделены типы и содержательные характеристики самоотношения взрослых, проявления самооценки, типа личности и рефлексии, а также их влияние на отношение к детям дошкольного возраста. Родительское отношение тесным образом связано с формированием оценочного компонента самоотношения дошкольника. Внешнее подкрепление и стимулирование являются необходимыми условиями формирования личностных потребностей ребенка в уважении, в социальном одобрении и признании, мотивации достижения успеха.
Характер и взаимосвязь самоотношения и отношения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи определяется преобладанием определенного уровня самоуважения, самооценки, типа личности и рефлексии. Полученные результаты позволят организовать психоконсультативную работу с родителями по таким направлениям как развитие самопонимания, самоинтереса, аутосимпатии, самоуважения. Для успешного формирования позитивного самоотношения родителей к детям необходимо отдельное внимание уделять адекватности самооценки и рефлексивным умениям взрослых, их эмоционально-личностной ориентации на особенности ребенка и его возрастные возможности.
Ключевые слова:самоотношение родителей, отношение родителей к детям с тяжелыми нарушениями речи и детям с нормотипичным речевым развитием, тип личности, самооценка, рефлексия
|
|
|
Читать полный текст статьи …
|
Ссылка для цитирования: Бурыкина М. Ю., Шибаршина Ю. И. ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2023. -№04. -С. 81-86 DOI 10.37882/2500-3682.2023.04.07 |
|
|