|
В статье исследуется, как учение славянофилов о духовной целостности человека отражено в романе Гончарова «Обыкновенная история». Александр Адуев не мыслит себе обособленно от окружающих. Он не удаляется от мира, как это было свойственно романтикам, но стремится достичь единения с людьми, что вписывается в славянофильскую концепцию соборности. Рассогласованность ума и сердца мешает ему ясно восприниматься действительность, что преодолевается путем критического отношения к самому себе, о чем свидетельствуют его письма из деревни. Концепция славянофилов о «внешнем» и «внутреннем» человеке выражена в романе через противопоставление практического отношения к жизни и возвышенных идеалистических устремлений. На примере Петра Адуева Гончаров показывает гибельность избыточного рационализма, даже когда с его помощью пытаются избежать деструктивных воздействий человеческих страстей. По мысли писателя, именно «сердце» является подлинным источником добродетели, без чего она лишена «теплоты и прелести». Именно «сердце» славянофилы считали средоточием всех духовных сил человека. Оба Адуева в итоге не достигли нравственного идеала, тем не менее, в романе дается надежда на возможное «воскресение» героев, в чем проявляется «пасхальные архетип» русской словесности.
Ключевые слова:славянофильство, духовная целостность, соборность, роман-воспитания, сердце, «внешний человек», «внутренний человек»
|