|
Христианское православное учение немало веков размышляет над конечной целью жизни христианина – обожением (спасением), неразрывно связанной противоречием между волей Бога и волей человека. Над этими же проблемами трудились и представители русской религиозной философии. Н.О. Лосский в своей теории метафизического персонализма (по его словам), включающей концепцию свободной воли, предлагает свой уникальный вариант для разрешения этого противоречия между самопроявлением свободного деятеля и воли Бога. В статье рассматриваются важные в рамках данной темы теоретические положения, исследуются концепты свободы, свободы воли, обожения, Божественного творения, бытия и др., сформулированные Лосским. Также осмысливается самобытность учения Лосского, которая проявляется: в его трактовке обожения, как свободного подчинения субстанциальных деятелей воле Бога; в описании различий между формальной свободой и материальной свободой; в выводах о том, что свобода субстанциальных деятелей не противоречит их подчинение воле Божьей, и это подчинение не устраняет их свободу воли, а более того, такое подчинение воле Бога является предпосылкой приобретения подлинной и полной свободы.
Ключевые слова:Н.О. Лосский, обожение, Богоподобие, субстанциальный деятель, действительная личность, формальная свобода, материальная свобода.
|