|
В данной статье, основанной на защищенной магистерской диссертации автора, рассматривается родительство как социо-психологический феномен, его структура и цели, описываются методы взаимодействия взрослого с ребенком в контексте семейных отношений. Определяется понятие компетентного родителя и анализируется спектр компетенций, присущих родителю.
В ходе работы раскрываются сущность и особенности внутреннего конфликта родителей, а также переживаемого ими стресса при выполнении своих обязанностей. Делается вывод о крайней важности повышения грамотности в вопросах воспитания, а также способности распознавать индивидуальные потребности ребенка.
Описывается методика проведения эмпирического исследования внутреннего конфликта родителей, связанного с личной некомпетентностью в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Представлены выводы, из которых следует, что родители детей дошкольного возраста, имеющие профильное психолого-педагогическое образование, обладают более низким уровнем выраженности родительского стресса, ввиду того что у них значительно выше степень адекватности представлений о себе как о родителе. А так как уровень родительского стресса имеет обратную взаимосвязь с уровнем удовлетворенности ролью родителя, следует вывод о том, что, чем выше компетентность родителя в вопросах воспитания и взаимодействия с ребенком, тем выше его удовлетворённость этой ролью.
Ключевые слова:родительство, родительские функции, детско-родительские отношения, внутренний конфликт, стресс, компетентный родитель, психическое развитие, родительская позиция, эмпирическое исследование
|