|
Актуальность исследования аутоагрессивного поведения у подростков, обучающихся в образовательных учреждениях среднего образования и специальных учебных заведениях, детерминирована высокой распространенностью данного феномена в подростковой среде, его негативным влиянием на психоэмоциональное развитие и социальную адаптацию, а также недостаточной изученностью специфических механизмов формирования аутоагрессии в условиях образовательной среды с учётом индивидуально-личностных и ситуационных факторов.
Новизна исследования заключается в обзоре форм и мотивационных аспектов аутоагрессии, включая вербальные, физические, замаскированные и опосредованные проявления, которые детерминируются комплексом психологических, социальных и нейробиологических факторов. Ведущей методологией исследования является системный подход, интегрирующий принципы психологического и социального анализа для комплексного изучения аутоагрессивного поведения подростков с применением методов исследования, позволяющих выявить закономерности, детерминанты и механизмы формирования данного феномена в образовательной среде. Описаны результаты эмпирического исследования, проведенного с применением опросника Е.В. Яновской, методики Басса–Дарки и шкалы депрессивных состояний CES-D. Установлены статистически значимые корреляции между выраженностью аутоагрессии, уровнем депрессивных симптомов и самооценкой. Обсуждаются социально-психологические факторы риска, характерные для образовательной среды СПО, и формулируются рекомендации по профилактике.
Ключевые слова:аутоагрессия, подростки, среднее профессиональное образование, вербальная аутоагрессия, физические самоповреждения, депрессивная симптоматика, факторы риска, профилактика
|