|
В статье представлены философские взгляды сторонников инстинктивизма на проблему деструктивности человека. Описан механизм возникновения агрессивного поведения, с точки зрения психоаналитической теории и с позиций этологии. Приводятся доказательства природной обусловленности деструктивных наклонностей человека. Агрессивность рассматривается как проявление врожденного инстинкта к разрушительности, существующего в человеке наряду со стремлением к созиданию. Деструктивность представлена как результат непрекращающегося взаимодействия двух видов внутренней энергии человека: влечения к жизни и влечения к смерти. Рассмотрены способы подавления и сдерживания влечения к разрушению, имеющего тенденцию к накоплению в случае невозможности удовлетворения желания (Супер-Эго и нормы морали, закрепленные в культуре). На основании результатов исследований в области психоанализа предлагаются пути сублимации деструктивности в формах, одобряемых обществом. В статье описана структура инстинкта, отражающая идею о накапливании агрессии и возможности деструктивных действий даже в случае отсутствия раздражающих факторов. Агрессия представлена как один из путей реализации базовых инстинктов, заложенных в человеке: защита собственной территории, стремление к выживанию и выбору лучшего партнера для продолжения рода. Описано предположение этологов об опасности усиления запрограммированной в человеке деструктивности в силу того, что человек обладает искусственным оружием, а заложенные природой механизмы сдерживания агрессии развиты у него в недостаточной степени. В статье указаны некоторые критические замечания в адрес инстинктивистских теорий и приведены контрагрументы, защищающие позиции психоанализа и этологии.
Ключевые слова:деструктивность, Фрейд, Лоренц, агрессия, природная обусловленность, инстинкт, психоанализ, этология, врожденность.
|