Главатских Марианна Михайловна (К.псх.н., доцент, ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации)
Помыткина Татьяна Юрьевна (К.псх.н., ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации)
|
в настоящем исследовании было выявлено, что представления врачей о реальном и идеальном пациенте противоречивы. В них присутствуют противоположные характеристики: «ответственный – безответственный», «беспокойный – спокойный», «больной- выздоравливающий», «послушный – требующий», что может препятствовать конструктивному взаимодействию врача с пациентом. Наличие негативного восприятия пациента врачом является основой для неконструктивного взаимодействия, своеобразной установкой на негативный образ пациента, ожидание от пациента негативных эмоций, что может предопределить весь процесс коммуникации. В представлениях пациентов о враче присутствуют противоположные характеристики «злой – добрый». Представление пациентов о том, что врач злой, раздражительный и агрессивный расходятся с их идеальным образом врача «добрый» и «внимательный», и это препятствует конструктивному взаимодействию пациента с врачом. В представлениях врача и пациента выявлены различия в качествах «ответственность и «исполнительность», что также рождает противоречие в конфликте ожиданий. Врач разделяет ответственность с пациентом, пациент же готов быть только исполнителем в системе отношений с врачом. Выявлено преобладание профессиональных качеств в представлениях врачей об «Идеальном враче», в то время как группа пациентов в представлениях об «Идеальном враче» выделяет коммуникативные качества.
Ключевые слова:конфликт, социальные представления, образ врача, образ пациента, образ пациента, факторы напряженности, система отношений «врач-пациент»
|
|
|
Читать полный текст статьи …
|
Ссылка для цитирования: Главатских М. М., Помыткина Т. Ю. Особенности социальных представлений врача и пациента друг о друге как фактор напряженности в их системе отношений // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2019. -№12. -С. 46-51 |
|
|