|
COVID-19 – заболевание вирусного генеза, обусловленное вирусом SARS-CoV-2, который и является основным этиологическим фактором данного заболевания. В современных условиях глобальная пандемия COVID-19 создала новую медицинскую проблему, связанную с широким спектром отдалённых последствий заболевания, среди которых особое место занимают когнитивные нарушения. Цель исследования заключается в проведении комплексного литературного обзора современных научных данных о когнитивных нарушениях при постковидном синдроме и способах их коррекции. Статья является обзорной, в связи с чем нами был проведен отбор тематической литературы с ее дальнейшим анализом. Поиск релевантных источников осуществлялся в следующих базах данных: MEDLINE, PubMed, Scopus, научно-информационная система Сyberleninka Когнитивные нарушения при постковидном синдроме представляют собой значимый клинический феномен, выявляемый у значительной части пациентов, перенесших COVID-19, независимо от тяжести течения заболевания. Клиническая картина когнитивных нарушений характеризуется преимущественно расстройствами внимания и памяти, часто сочетается с астеническим и тревожно-депрессивным синдромом. Патогенетические механизмы развития когнитивного дефицита при постковидном синдроме включают прямое повреждающее действие вируса на нервную ткань, системные нарушения, связанные с воспалительным ответом организма, а также психоэмоциональный стресс. Терапевтические подходы, направленные на коррекцию когнитивных нарушений, включают применение препаратов с антиоксидантным, антигипоксантным и нейропротекторным действием. Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с изучением долгосрочных последствий когнитивных нарушений и разработкой более эффективных методов их профилактики и лечения.
Ключевые слова:COVID-19, SARS-CoV-2, постковидный синдром, реабилитация, пандемия, когнитивные нарушения, коррекция
|