|
Предметом исследования выступает звук флейты как символический медиатор между природой и человеком в традиционной китайской живописи. Целью работы является анализ механизмов медиативной функции флейтового звучания в контексте визуального искусства, раскрывающих философские представления о гармонии мироздания в китайской культурной традиции. Методологическую основу составляет междисциплинарный подход, объединяющий искусствоведческий анализ живописных произведений с музыковедческим изучением акустических особенностей китайской флейты, философско-эстетическую интерпретацию на базе концепций даосизма и конфуцианства, семиотический метод расшифровки визуальных и музыкальных кодов, сравнительно-исторический анализ эволюции медиативной функции инструмента. Результаты исследования демонстрируют системный характер медиативной функции флейты, объединяющей физиологические, психологические, философские и космологические аспекты взаимодействия человека с природой через космическое посредничество, материальную символику бамбука, философско-эстетическое содержание музыкальных произведений и ритуально-сакральную практику исполнения. Научная новизна заключается в выявлении процесса визуализации гармонизации человеческого сознания с природными ритмами через звук флейты в китайской живописи, установлении корреляции между региональной типологией флейт и природно-климатическими условиями, определении флейтового звучания как универсального кода культурной идентичности и духовной практики. Перспективы развития связаны с дальнейшим изучением региональных особенностей медиативной функции музыкальных инструментов в живописи различных периодов и школ китайского искусства.
Ключевые слова:китайская живопись, флейта, медиатор, природа, бамбук, звук, символика, философия
|