Фещенко Евгений Константинович (кандидат психологических наук, доцент,
Институт ядерной энергетики (филиал) СПбПУ в г. Сосновый Бор;
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
)
|
Современная ситуация на рынке труда, характеризующаяся высокой динамичностью и неопределённостью, создаёт значительные трудности для профессионального самоопределения подростков. Исследование взаимосвязи между волевой сферой личности и механизмами совладающего поведения в контексте профессионального выбора представляет собой актуальную задачу возрастной и педагогической психологии. В работе применён комплекс методов теоретического исследования: сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по проблемам волевой регуляции и копинг-поведения, структурно-функциональное моделирование для установления взаимосвязей между компонентами воли и специфическими стратегиями совладания, а также метод междисциплинарного синтеза. Установлено, что волевые качества подавляют дезадаптивные формы поведения и опосредуют своё влияние через повышение уровня самоэффективности личности. Выявлены и описаны два противоположных копинг-профиля: «проактивный субъект выбора и «пассивный объект обстоятельств». Развитая волевая регуляция трансформирует восприятие профессиональной неопределённости из угрозы в поле возможностей, обеспечивая основу для осознанного и активного построения профессиональной траектории. Полученные результаты обосновывают необходимость смещения акцента в психолого-педагогическом сопровождении профориентации с информационной составляющей на целенаправленное развитие волевой сферы подростков как ключевого условия их успешной адаптации к современным вызовам рынка труда
Ключевые слова:волевая регуляция; копинг-стратегии; профессиональное самоопределение; профессиональный выбор; подростковый возраст; неопределённость; совладающее поведение
|
|
|
Читать полный текст статьи …
|
Ссылка для цитирования: Фещенко Е. К. КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И ВОЛЕВОЙ РЕСУРС ПОДРОСТКА В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2025. -№09. -С. 70-73 DOI 10.37882/2500-3682.2025.09.18 |
|
|