|
Настоящая статья посвящена исследованию парных слов мансийского языка в текстах устного народного творчества. Актуальность предпринятого исследования обусловлена отсутствием работ по изучению парных слов в мансийской филологии. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности применения ее результатов при составлении словарей разного типа, при подготовке курса лекций по мансийскому языку и фольклору, в практике вузовского и школьного преподавания. Полученные результаты исследования могут быть использованы при подготовке словарных статей в лексикографических изданиях, составлении учебных пособий по курсам лексикологии и грамматики современного мансийского языка.
Цель: Целью данной работы является выявление и классификация парных слов и слов-повторов мансийского языка, отражённых в текстах устного народного творчества, по лексико-семантическим группам.
Методы: В исследовании использовались лексико-семантический анализ и метод наблюдения, а также был применён лингвокультурологический подход к рассмотрению текстов мансийского фольклора.
Результаты: Автором на основе анализируемого материала выделены группы: 1) лексико-семантические группы парных имен существительных: а) колта̄гыл ‘семья (родственная терминология)’ – 11 парных слов; б) мōйтыт ōлнэ персонажит ‘сказочные персонажи, герои (лексика, характеризующая персонажей)’ – 15; в) ӯйхулыт ос ма̄-вит урыл мōйтыт ла̄внэ ла̄тӈыт ‘парные слова имен существительных, относящаяся к теме животного и растительного мира’) – 5; 2) лексико-семантические группы парных имен прилагательных: а) са̄всыр пормасыт ос персонажит хурияныл урыл ла̄внэ ла̄тӈыт ‘парные прилагательные, обозначающие качество предмета, вещи, вещества, качественное состояние животного, общую качественную характеристику’ – 8; б) мо̄йтыт пора урыл ла̄внэ ла̄тӈыт ‘парные прилагательные, обозначающие признак по времени’ – 2; в) мо̄йтыт матыр пормас урыл ла̄внэ ла̄тӈыт ‘парные прилагательные, обозначающие признак по обладанию предметом’ – 4; 3) лексико-семантические группы парных глаголов: а) мōйтыт са̄всыр ва̄рмаль ва̄рнэ урыл ла̄внэ ла̄тӈыт ‘парные глаголы, обозначающие движение, действие’ – 7; б) мōйтыт о̄лнэ ос хӯлнэ урыл ла̄тӈыт ‘парные глаголы бытия и существования’ – 3; 4) лексико-семантические группы наречий: а) мōйтыт пространство ос матырсыр порат урыл наречия ла̄внэ ла̄тӈыт ‘наречия, выражающие пространственные и временные отношения’ – 3; б) мōйтыт матыр ва̄рнэ ва̄рмаль ос матырсыр урыл наречия ла̄внэ ла̄тӈыт ‘наречия, выражающие качество действия или характеристику какого-либо субъекта и объекта’ – 8; 5) лексико-семантические группы междометий: а) мōйтыт ся̄гтыл ос кӯньгил ва̄рмаль междометия ла̄внэ ла̄тӈыт ‘междометия, выражающие различные эмоции (удивление, радость, восхищение)’ – 3; б) мōйтыт ля̄яланэ, ро̄ӈхувланэ ос суй нё̄тыгланэ междометия ла̄внэ ла̄тӈыт ‘междометия, выражающие волевые побуждения (обращение-призыв, побуждение к действию, призыв к животным, звукоподражания)’ – 15.
Выводы: Нами проанализированы фольклорные сборники [1993, 2005, 2012, 2015], в которых выявили 83 парных слов. Самой многочисленной группой являются имена существительные – 3 ЛСГ с 31 парными словами и междометия – 18 парных слов, которые входят в 2 ЛСГ.
Ключевые слова:мансийский язык; лексика; устное народное творчество
|