|
В статье рассматривается концепт «Staunen» (удивление) в немец-ком медиа дискурсе. Актуальность работы обусловлена нарастаю-щей эмотивностью публицистического текста, которая нередко становится элементом пропаганды. Поэтому изучение проявлений базовых эмоций, к которым причисляется и эмоция «удивление» бу-дет способствовать более глубокому пониманию текста, что несо-мненно пригодится в современном мире, переполненном противоречи-вой информацией.
Данный концепт широко представлен в немецкой прессе в таких темах как природа/экология, криминальные сводки, экономика и по-литика, дети, еда, социальные сети. Основными лексическими едини-цами, вербализирующей данный концепт в немецком языке являются das Staunen, das Erstaunen, die Verwunderung, и die Überraschung и их производные. Они отличаются по интенсивности и эмоциональной окраске.
Наиболее нейтральна стилистически номинация «Staunen» (удив-ление), поскольку означает лишь зрительное восприятие объекта удивления. Лексема «die Überraschung» (неожиданность) акцентиру-ет внимание на эффекте неожиданности происходящего. Лексема die Verwunderung (изумление) означает крайнюю степень интенсивности удивления.
Наибольшее влияние на положительную или отрицательную оценку «удивления» играет контекст. Концептуальными признаками «удивления» являются «неожиданность», «ошеломленность», жела-ние устранить «информативный парадокс», «любопытство», «шок», «обман», «увлеченность», «интерес».
Ключевые слова:концепт, базовая эмоция, удивление, эмотивы, публицистический текст, СМИ, лексема
|