|
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что традиционное воспитание выборочного гуманизма к живым существам во многих случаях становится тупиковым, заставляя детей и молодежь смиряться с промышленной жестокостью, и одновременно тем, что современная научная парадигма все в большей мере признает необходимость пересмотра традиционных практик отношения к животным. Выявлено, что в дореволюционной России на возможность трансформации образа жизни, в соответствии с потребностями живой природы указывали ведущие ученые, что в советское время эта информация имела разрозненный характер, и встречающиеся в литературе отдельные ее аспекты были предназначены для разной аудитории, что в конце XX – начале XXI веков у российского общества появилась возможность получить ее в целостном, взаимообусловленном виде. Установлено, что значительным препятствием на пути интеграции биоэтических знаний и ценностей в образование оказываются психологические причины, связанные с неготовностью пересмотра научных и ценностных парадигм, считавшихся однозначно верными в течение долгого времени. Поэтому перспективы дальнейших исследований, могущих облегчить массовую интеграцию биоэтической тематики в образование, связаны не только с синтезом опыта, накопленного в отдельных учебных заведениях, но и изучением способов решения психологических проблем, возникающих при переосмыслении картины мира.
Ключевые слова:биоэтические ценности, биоэтическая тематика, гуманное отношение к животным, минимизация жестокости, антропоцентрическая мировоззренческая парадигма, биоцентрическая мировоззренческая парадигма
|